logo
диплом готов

Введение

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.

Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать, на метапредметном уровне, включающем различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.

В этом контексте общение и его значение для развития личности - важная проблема научных исследований.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.

Однако вопросы формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности на наш взгляд изучены недостаточно. В связи с эти мы следующим образом сформулировали тему исследования: «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности», проблема которого сформулирована в виде вопроса: «Каковы педагогические условия формирования коммуникативной компетенции младших школьников?»

Цель исследования: выявить педагогические условия эффективности формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности.

Объект исследования: Внеучебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности в контексте системного подхода.

С учетом цели, объекта и предмета исследования выдвигается гипотеза исследования: научно обоснованная и педагогически организованная внеучебная деятельность будет способствовать успешному формированию коммуникативной компетенции младших школьников.

Исходя из проблемы, объекта, гипотезы и цели исследования были определены следующие задачи исследования:

  1. Уточнить структуру, определить содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция» и выявить специфику ее развития у младших школьников

  2. Определить формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников

  3. Охарактеризовать внеучебную деятельность как фактор эффективности коммуникативной компетенции младших школьников.

  4. Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности.

Методологической основой исследования является всеобщая теория системного понимания педагогической действительности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (анализ, синтез, моделирование, обобщение);

- опросные (анкетирование, тестирование, интервьюирование);

- экспериментальные (наблюдение, опытная педагогическая работа).

База исследования: 2 «а» класс СОШ №3 г. Глазова. В эксперименте участвовало 18 человек. Классный руководитель - Соболева Людмила Геннадьевна.