Понятие компетенции. Коммуникативная компетенция, её сущность и структура
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации. В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задачи. Человек всегда дан в контексте с другим - партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Совершенствование научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему.
Поскольку наше исследование связано с формированием коммуникативных компетенций, следует уточнить видение таких основных понятий, как компетенция и коммуникативная компетенция.
Компетенция (от лат. Competentis – способный) – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, и проявляемых, как способность и готовность личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач[31].
Компетенциями можно назвать постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.
Наиболее употребительным в последние годы стал термин «коммуникативная компетенция». Коммуникативная компетенция предполагает владение лингвистической компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникаторами, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности.
По другой трактовке, коммуникативная компетенция – это:
овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Впервые термин «коммуникация» [от лат. сommunicatio от communicare - делать общим, сообщать, беседовать] появилась в научной литературе в начале XX века и рассматривалась зарубежными исследователями в контексте двух основных общетеоретических построений:
1) бихевиоризма (основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада)
2) символического интеракционизма (персонализма), где коммуникация есть внутренняя метафизическая способность личности открывать в себе чувства другого.
После II Мировой войны определились два основных подхода к коммуникации:
1) информационный - рассматривает средства информации в качестве единственного стимула и источника социального развития (Белл, Бжезинский);
2) второй подход утверждает, что основным результатом коммуникации является понимание человека другим человеком, т.е. взаимное понимание.
Некоторые отечественные исследователи выделяют речевую коммуникацию и техническую, что на наш взгляд имеет некое соответствие с вышеописанными двумя подходами к коммуникации.
Речевая коммуникация включает отправителя речи, получателя речи, их речевую деятельность и сообщение как продукт речи.
Канал связи здесь соответствует условиям протекания речевого действия, передатчик и приемник - свойствам речевых механизмов коммуникантов. В речевом общении принимается во внимание ситуация общения.
Таким образом, исследователи (М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко) выделяют пять основных компонентов в речевой коммуникации:
1) ситуация общения;
2) отправитель речи;
3) получатель речи;
4) условия протекания речевого действия;
5) речевое сообщение.
В условиях учебного процесса ситуация задается педагогом. Предметом речевой деятельности являются мысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим из потребностей самого человека) и внешним (исходящим от другого лица). Сама ситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, к ситуации[35].
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетенции личности является рефлексия, когда школьник способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у школьника были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения.
Коммуникативная компетенция, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:
1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию,
чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
2)когнитивный (связан с познанием другого человека, включает
способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
3)поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
В 1980 году М. Кэнэл и М. Свейн предложили структуру коммуникативной компетенции, состоящую из четырех компонентов (видов компетенции):
дискурсивная компетенция — способность объединять отдельные предложения в связное устное или письменное сообщение – дискурс, используя для этого различные синтаксические и семантические средства;
социолингвистическая компетенция — способность понимать и продуцировать словосочетания и предложения в такой форме и таком значение, которые соответствуют определенному социолингвистическиму контексту илокутивного акта коммуникации; (илокутивний акт — воплощение в высказывании, порождаемого в ходе речи, определенной коммуникативной цели, целеустремленность, функция влияния на собеседника);
стратегическая компетенция — способность эффективно участвовать в общении, выбирая для этого верную стратегию дискурса, если коммуникации грозит разрыв из-за шума, недостаточной компетенции и др., а также адекватную стратегию для повышения эффективности коммуникации;
лингвистическая компетенция — способность понимать и продуцировать изученные или аналогичные им высказывания, а также потенциальная способность понимать новые, неизученные высказывания.
Н.И. Гез считает, что составляющими коммуникативной компетенции являются:
вербально-коммуникативная компетенция;
лингвистическая компетенция;
вербально-когнитивная компетенция;
метакоммуникативная компетенция.
В. М. Топалова предлагает такую модель коммуникативной компетенции:
страноведческая компетенция;
социолингвистическая компетенция;
лингвистическая компетенция;
дискурсивная компетенция;
стратегическая компетенция;
илокутивная компетенция.
Анализ приведённых моделей коммуникативной компетенции свидетельствует о том, что все они построены на основе системного подхода, который предусматривает исследование коммуникативной компетенции как системы, определение ее внутренних качеств, связей и отношений.
На системном принципе построена модель коммуникативной компетенции, представленная в «Проекте государственного образовательного стандарта», где отмечается, что «коммуникативная компетенция» состоит из трех главных видов компетенции: речевой, языковой и социокультурной, которые, в свою очередь, также включают целый ряд компетенций[23].
Эта модель коммуникативной компетенции, как и большинство существующих моделей, построенная на основе двухуровневого подхода, который можно свести к взаимодополнению «знания – реализация».
Языковая компетенция — это знание языка, то есть правил, по которым возникают правильные языковые конструкции и предложения, которые обеспечивают развитие речевой деятельности и способности. Языковая компетенция содержит два основных компонента: данные речевого опыта, приобретенного ребенком в процессе общения и деятельности, и знания о языке, усвоенные во время школьного обучения. В результате этого, коммуникативная компетенция предполагает не только знание языковой системы, но и практическое владение языком, то есть соответствующий уровень сформированности навыков и умений, относящихся ко второй содержательной линии модели — речевой компетенции. Это сложная деятельность, которая происходит на основе приобретенных знаний, навыков и умений.
Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.
Таким образом, владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников и др.).
- Дипломная работа
- Формирование коммуникативной компетенции
- Младших школьников
- Во внеучебной деятельности
- Оглавление
- Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников ..................….7
- Глава II. Экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности ………….………………….…………27
- Введение
- Глава I теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников
- Понятие компетенции. Коммуникативная компетенция, её сущность и структура
- 1.2. Особенности формирования коммуникативной компетенции у младших школьников
- 1.3. Внеучебная деятельность как фактор формирования коммуникативной компетенции младших школьников
- Выводы по I главе
- Глава II опытно-эксперементальная работа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности
- 2.1. Диагностика исходного уровня коммуникативной компетенции младших школьников
- «Коммуникативные способности детей»
- Диаграмма1 Уровень коммуникативных способностей детей (%)
- 2.2. Методика формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности
- Так же мы провели в классе два воспитательных мероприятия. Тема внеклассного мероприятия: « Внеклассное мероприятие по теме: "Дружба – главное чудо".
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- «Коммуникативные способности детей»
- Диаграмма 2: Уровень коммуникативных способностей детей (%)
- Диаграмма 3: «Уровень коммуникативных способностей детей до и после проведения эксперимента»
- Выводы по II главе
- Заключение
- Библиографический список
- Внеклассное мероприятие по теме: "Дружба – главное чудо"
- II. Сообщение темы занятия.
- III. Наш класс.
- IV. Тренинг.
- V. Анализ ситуаций.
- VI. Мимическая гимнастика.
- VII. Могут ли руки подружиться?
- VIII. Как пахнет дружба? (ваши ощущения)
- IX. Рисунки дружбы.
- XI. Подведение итогов занятия.
- 1. Организационный момент.
- 2. Вступление.
- 3. Работа со сказочными персонажами.
- 4. Сценка.
- 6. Конкурс "Умники и Умницы".
- 7. Конкурс "Подумай и ответь".
- 8. Итог.