Кратковременные этюды и зарисовки (пейзаж на состояние в природе)
Во время практики студент должен уяснить, что мотивы, интересные для пейзажа, он может найти всюду. Так, внимание молодого художника может привлечь разное: причудливый силуэт группы деревьев, особое освещение, живописная панорама села на фоне далей, звучные цветовые отношения земли и неба, определенное состояние природы (тихое утро, последние лучи солнца и т.п.).
В самом начале практики рекомендуется проделать серьезную работу над этюдами на различные состояния природы. Так как освещение в природе меняется очень быстро, для работы надо брать картон небольшого размера, чтобы можно было выполнить этюд за небольшой отрезок времени.
Хотя задачи в кратковременном этюде можно ставить самые разные, в любом случае работа начинается с выяснения цветовых и тоновых отношений земли, неба, строений, далей. Однако необходимо приучить студентов в каждом этюде ставить определенную задачу, которую можно решить сразу. Иначе, по неопытности, студент будет стараться сразу уловить и передать в этюде все и в результате не успеет выполнить ничего.
В начале студент должен мысленно представить себе этюд завершенным и стараться как можно точнее передать цветовые отношения. Сохранить первое ощущение необходимо до конца работы, не смущаясь, если произойдет перемена освещения. Для этого в самом начале нужно точно определить общий цветовой строй данного состояния природы.
Тональность будущего этюда определяют самые плотные части изображаемого – это теневые части деревьев, построек, земли. Для сохранения цельности в работе необходимо определить и самые светлые части в этюде.
Кроме точности передачи тоновых отношений всегда нужно думать и об активности и насыщенности цвета. Раскрыв большие цветовые отношения, необходимо их разобрать, обострить и в то же время проверить и охарактеризовать касания цветовых пятен. (Например, небо по-разному звучит в цвете в касаниях к кроне дерева, к красной крыше, к светлому облаку и т.п.).
Студент должен научиться видеть особенности каждого состояния природы: четкость силуэтов и освещения в солнечный день, мягкость, сближенность цветовых тонов в утреннюю туманную или пасмурную погоду – и соответственно строить свой этюд, стремясь выявить влияние неба и одного предмета на другой. Наносить краску надо не хаотическими мазками, а учитывая фактурные особенности изображаемых предметов.
Для того чтобы в этюдах появилось ощущение воздушной среды, необходимо определить цветовое и тоновое различия первых и дальних планов.
Конечно, в коротком этюде не приходится уделять внимание деталям и подробностям пейзажа, и поэтому надо обобщать изображение предметов. Студент должен учиться видеть цельно, более обобщенно. В работе над кратковременным этюдом он должен стараться больше наблюдать, запоминать, какие цветовые отношения характеризуют то или иное состояние дня.
Так, к примеру, кратковременный этюд (пейзаж на состояние), рассчитанный на 1-1,5 часа работы, в котором студент решает задачу компоновки масс земли, неба, деревьев, беря как можно более общие цветовые отношения, и учитывает при этом влияние цвета неба на воду, крыши домов, зелень деревьев в тени.
Хорошие результаты дает совместная работа руководителя практики со студентами. Обучение на личном примере методом показа всегда применялось в русской художественной школе, начиная с А.Г. Лосенко и К.П. Брюллова. Педагог на практике может и словом и делом передать студентам свой опыт, профессиональные знания и мастерство.
Каждые два дня рекомендуется проводить коллективный разбор выполненных этюдов. Особое внимание во время разбора руководитель должен обращать на наличие повторов одних и тех же красок, одинаковой тональности в различных этюдах. В этом случае большую пользу студенту принесет задание писать один и тот же этюд пейзажного мотива в различное время суток, в разную погоду и сравнивать их впоследствии.
В природе встречаются и состояния, настолько быстро проходящие, что их невозможно написать с натуры. Это радуга, гроза, последние лучи заходящего солнца и т.п. Необходимо развивать умение быстро выполнять зарисовки и даже записывать словами увиденное, а позже писать этот мотив по памяти.
Умение передать состояние природы живописными средствами требует большой настойчивости, упорства и трудолюбия.
Работа «сама учит» при условии вдумчивого, сознательного к ней отношения. Интересные замыслы, находки к будущим творческим работам часто возникают в момент общения с природой, того восторженного слияния с ней, которое рождается в процессе длительного наблюдения и кропотливого труда художника, выполняющего этюды и зарисовки в пленэре.
- Пленэр методические рекомендации и программа летней учебной практики по изобразительному искусству для студентов отделения художественно-графического образования
- 030800 «Изобразительное искусство»
- 051900 «Графика»
- 052400 «Дизайн»
- Введение
- Раздел 1. Особенности организации и подготовки к проведению летней учебной практики «пленэр» на отделении художественно-графического образования
- 1.1. Организация пленэра
- 1.2. Подготовка к практике (знакомство с местностью)
- Раздел 2. Учебно-тематическое планирование летней учебной практики
- 2.1.Содержание предмета (специальность 030800 «Изобразительное искусство»)
- I курс, II семестр (108 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (28 ч.).
- II курс, IV семестр (108 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (20 ч.).
- Тема 2. Натюрморт в пленэре (20 ч.).
- Тема 3. Пейзаж (20 ч.).
- Тема 4. Архитектурный мотив (20 ч.).
- Тема 5. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (12 ч.).
- Тема 6. Человек (16 ч..).
- III курс, VI семестр (108 ч.)
- Тема 1. Натюрморт на пленэре (14ч.).
- Тема 2. Пейзаж (26ч.).
- Тема 3.Портрет на открытом воздухе.(28 ч.).
- Тема 4.Архитектурный мотив. (20 ч.).
- Тема 5. Человек и среда (20 ч.).
- IV курс, VIII семестр (216 ч.)
- Тема 1. Пейзаж (70 ч.).
- Тема 2.Человек в природе (70 ч.).
- Тема 3. Композиционно- тематические задания (76 ч.).
- 2.2.Содержание предмета (специальность 051900 «Графика»)
- I курс, II семестр (72 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (18 ч.).
- II курс, IV семестр (108 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (20 ч.).
- Тема 2. Натюрморт в пленэре (20 ч.).
- Тема 3. Пейзаж (20 ч.).
- Тема 4. Архитектурный мотив (20 ч.).
- Тема 5. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (12 ч.).
- Тема 6. Человек (16 ч..).
- 2.3. Содержание предмета (специальность 052400 «Дизайн»)
- I курс, II семестр (72 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (18 ч.).
- II курс, IV семестр (72 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (12 ч.).
- Тема 2. Пейзаж (28 ч.).
- Тема 3. Архитектурный мотив (14 ч.).
- Тема 4. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (8 ч.).
- Тема 5. Человек (10).
- Раздел 3 методические рекомендации по выполнению отдельных заданий пленэра
- Кратковременные этюды и зарисовки (пейзаж на состояние в природе)
- 3.2 Рисунок на пленэре
- 3.3. Рисунок архитектурных памятников и зданий
- 3.4. Рисунок элементов пейзажа (растений, деревьев, фигуры человека в пленэре)
- 3.5. Этюды деталей и отдельных элементов пейзажа
- 3.6. Натюрморт в пленэре
- 3.7. Многоплановый этюд с введением архитектуры, изображений людей и животных
- 3.8. Длительный пейзаж по предварительным, композиционно решенным этюдам
- 3.9. Портрет на пленэре
- 3.10. О композиции
- Содержание
- Раздел 1. Особенности организации и подготовки к проведению летней учебной практики «Пленэр» на отделении художественно-графического образования
- Раздел 2. Учебно-тематическое планирование летней учебной практики
- Раздел 3. Методические рекомендации по выполнению отдельных заданий «Пленэра»