logo
Методич

Кратковременные этюды и зарисовки (пейзаж на состояние в природе)

Во время практики студент должен уяснить, что мотивы, интересные для пейзажа, он может найти всюду. Так, внимание молодого художника может привлечь разное: причудливый силуэт группы деревьев, особое освещение, живописная панорама села на фоне далей, звучные цветовые отношения земли и неба, определенное состояние природы (тихое утро, последние лучи солнца и т.п.).

В самом начале практики рекомендуется проделать серьезную работу над этюдами на различные состояния природы. Так как освещение в природе меняется очень быстро, для работы надо брать картон небольшого размера, чтобы можно было выполнить этюд за небольшой отрезок времени.

Хотя задачи в кратковременном этюде можно ставить самые разные, в любом случае работа начинается с выяснения цветовых и тоновых отношений земли, неба, строений, далей. Однако необходимо приучить студентов в каждом этюде ставить определенную задачу, которую можно решить сразу. Иначе, по неопытности, студент будет стараться сразу уловить и передать в этюде все и в результате не успеет выполнить ничего.

В начале студент должен мысленно представить себе этюд завершенным и стараться как можно точнее передать цветовые отношения. Сохранить первое ощущение необходимо до конца работы, не смущаясь, если произойдет перемена освещения. Для этого в самом начале нужно точно определить общий цветовой строй данного состояния природы.

Тональность будущего этюда определяют самые плотные части изображаемого – это теневые части деревьев, построек, земли. Для сохранения цельности в работе необходимо определить и самые светлые части в этюде.

Кроме точности передачи тоновых отношений всегда нужно думать и об активности и насыщенности цвета. Раскрыв большие цветовые отношения, необходимо их разобрать, обострить и в то же время проверить и охарактеризовать касания цветовых пятен. (Например, небо по-разному звучит в цвете в касаниях к кроне дерева, к красной крыше, к светлому облаку и т.п.).

Студент должен научиться видеть особенности каждого состояния природы: четкость силуэтов и освещения в солнечный день, мягкость, сближенность цветовых тонов в утреннюю туманную или пасмурную погоду – и соответственно строить свой этюд, стремясь выявить влияние неба и одного предмета на другой. Наносить краску надо не хаотическими мазками, а учитывая фактурные особенности изображаемых предметов.

Для того чтобы в этюдах появилось ощущение воздушной среды, необходимо определить цветовое и тоновое различия первых и дальних планов.

Конечно, в коротком этюде не приходится уделять внимание деталям и подробностям пейзажа, и поэтому надо обобщать изображение предметов. Студент должен учиться видеть цельно, более обобщенно. В работе над кратковременным этюдом он должен стараться больше наблюдать, запоминать, какие цветовые отношения характеризуют то или иное состояние дня.

Так, к примеру, кратковременный этюд (пейзаж на состояние), рассчитанный на 1-1,5 часа работы, в котором студент решает задачу компоновки масс земли, неба, деревьев, беря как можно более общие цветовые отношения, и учитывает при этом влияние цвета неба на воду, крыши домов, зелень деревьев в тени.

Хорошие результаты дает совместная работа руководителя практики со студентами. Обучение на личном примере методом показа всегда применялось в русской художественной школе, начиная с А.Г. Лосенко и К.П. Брюллова. Педагог на практике может и словом и делом передать студентам свой опыт, профессиональные знания и мастерство.

Каждые два дня рекомендуется проводить коллективный разбор выполненных этюдов. Особое внимание во время разбора руководитель должен обращать на наличие повторов одних и тех же красок, одинаковой тональности в различных этюдах. В этом случае большую пользу студенту принесет задание писать один и тот же этюд пейзажного мотива в различное время суток, в разную погоду и сравнивать их впоследствии.

В природе встречаются и состояния, настолько быстро проходящие, что их невозможно написать с натуры. Это радуга, гроза, последние лучи заходящего солнца и т.п. Необходимо развивать умение быстро выполнять зарисовки и даже записывать словами увиденное, а позже писать этот мотив по памяти.

Умение передать состояние природы живописными средствами требует большой настойчивости, упорства и трудолюбия.

Работа «сама учит» при условии вдумчивого, сознательного к ней отношения. Интересные замыслы, находки к будущим творческим работам часто возникают в момент общения с природой, того восторженного слияния с ней, которое рождается в процессе длительного наблюдения и кропотливого труда художника, выполняющего этюды и зарисовки в пленэре.