3.6. Натюрморт в пленэре
«Натюрморт в пленэре» - задание, на котором яснее всего можно открыть, уяснить для себя влияние окружающей среды: солнца, неба, зелени и т.п. на изображаемое.
Предметный мир (то, из чего можно составить натюрморт) разнообразен – это вещи крестьянского быта, и инструменты труда, и образцы народного творчества. Летняя практика – пора изобилия полевых цветов, время грибов – «колосовиков», которые тоже могут служить объектами натюрморта.
Ставить натюрморт можно также в различных условиях: на скамье, прямо на земле, на крыльце дома и т.п. При отборе предметов для натюрморта необходимо учитывать не только яркие и выразительные цветовые качества, но и разнообразие материала: дерево, стекло, металл, керамика и т.п. Необходимо, чтобы натюрморт нес не только эстетическую, но и смысловую нагрузку, т.е. давал возможность для прочтения какого-то сюжета. Так, можем представить этюд натюрморта в пленэре, где на лавке изображена корзина с грибами, несколько полевых цветов и косынка. Ситуация жизненная, естественная: из леса пришел грибник и оставил на лавке у дома свою добычу.
Вначале следует рекомендовать студентам выполнить несколько композиционных эскизов с различных точек зрения с целью поиска наиболее удачного решения. В эскизах определяются пропорции предметов, их место и связь с окружением. Необходимо тоном, цветом выявить композиционный центр, организовать разнообразие в ритме темных и светлых пятен.
Натюрморт, как любая живописная работа, строится с соблюдением всех законов изобразительного искусства. Наиболее удачное композиционное решение в эскизе переносится на холст. Приступая к работе над холстом, необходимо четко расположить все предметы в пространстве при помощи перспективного построения полотна.
Натюрморт изучался студентами в мастерской, и теперь к прежним задачам прибавилась еще одна – изучение влияния рефлексов неба, зелени, окружающих предметов на изображаемые объекты. Особенно заметно это влияние на белых, гладких, глянцевых поверхностях, причем предмет рефлексирует тем сильнее, чем больше он освещен.
В процессе работы студенты должны еще раз убедиться, что изображаемые локальным цветом предметы смотрятся плоскостно, вне среды и пространства, а если они «вылеплены» аналитически прослежены цветом, вызванным световоздушной средой с отражениями-рефлексами от окружающих предметов, то будут казаться объемными, и «заживут» в пространстве.
Цельность холста зачастую зависит от разбела светлых и глухих, темных частей в композиции. Работая в пленэре, художник как бы очищает свою цветовую палитру, так как здесь все объединено, связано в цвете, и краски в колористическом решении полотна должны стать светоносными, т.е. студент должен стараться передать свет цветом, все время анализировать свои впечатления, размышлять с кистью в руках.
Во время летней практики студенты могут собрать значительное количество предметов быта и народного творчества, потерявших свое значение в обиходе современного крестьянина, но представляющие ценность для пополнения натюрмортного фонда института.
- Пленэр методические рекомендации и программа летней учебной практики по изобразительному искусству для студентов отделения художественно-графического образования
- 030800 «Изобразительное искусство»
- 051900 «Графика»
- 052400 «Дизайн»
- Введение
- Раздел 1. Особенности организации и подготовки к проведению летней учебной практики «пленэр» на отделении художественно-графического образования
- 1.1. Организация пленэра
- 1.2. Подготовка к практике (знакомство с местностью)
- Раздел 2. Учебно-тематическое планирование летней учебной практики
- 2.1.Содержание предмета (специальность 030800 «Изобразительное искусство»)
- I курс, II семестр (108 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (28 ч.).
- II курс, IV семестр (108 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (20 ч.).
- Тема 2. Натюрморт в пленэре (20 ч.).
- Тема 3. Пейзаж (20 ч.).
- Тема 4. Архитектурный мотив (20 ч.).
- Тема 5. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (12 ч.).
- Тема 6. Человек (16 ч..).
- III курс, VI семестр (108 ч.)
- Тема 1. Натюрморт на пленэре (14ч.).
- Тема 2. Пейзаж (26ч.).
- Тема 3.Портрет на открытом воздухе.(28 ч.).
- Тема 4.Архитектурный мотив. (20 ч.).
- Тема 5. Человек и среда (20 ч.).
- IV курс, VIII семестр (216 ч.)
- Тема 1. Пейзаж (70 ч.).
- Тема 2.Человек в природе (70 ч.).
- Тема 3. Композиционно- тематические задания (76 ч.).
- 2.2.Содержание предмета (специальность 051900 «Графика»)
- I курс, II семестр (72 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (18 ч.).
- II курс, IV семестр (108 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (20 ч.).
- Тема 2. Натюрморт в пленэре (20 ч.).
- Тема 3. Пейзаж (20 ч.).
- Тема 4. Архитектурный мотив (20 ч.).
- Тема 5. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (12 ч.).
- Тема 6. Человек (16 ч..).
- 2.3. Содержание предмета (специальность 052400 «Дизайн»)
- I курс, II семестр (72 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (18 ч.).
- II курс, IV семестр (72 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (12 ч.).
- Тема 2. Пейзаж (28 ч.).
- Тема 3. Архитектурный мотив (14 ч.).
- Тема 4. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (8 ч.).
- Тема 5. Человек (10).
- Раздел 3 методические рекомендации по выполнению отдельных заданий пленэра
- Кратковременные этюды и зарисовки (пейзаж на состояние в природе)
- 3.2 Рисунок на пленэре
- 3.3. Рисунок архитектурных памятников и зданий
- 3.4. Рисунок элементов пейзажа (растений, деревьев, фигуры человека в пленэре)
- 3.5. Этюды деталей и отдельных элементов пейзажа
- 3.6. Натюрморт в пленэре
- 3.7. Многоплановый этюд с введением архитектуры, изображений людей и животных
- 3.8. Длительный пейзаж по предварительным, композиционно решенным этюдам
- 3.9. Портрет на пленэре
- 3.10. О композиции
- Содержание
- Раздел 1. Особенности организации и подготовки к проведению летней учебной практики «Пленэр» на отделении художественно-графического образования
- Раздел 2. Учебно-тематическое планирование летней учебной практики
- Раздел 3. Методические рекомендации по выполнению отдельных заданий «Пленэра»