logo
Методич

3.6. Натюрморт в пленэре

«Натюрморт в пленэре» - задание, на котором яснее всего можно открыть, уяснить для себя влияние окружающей среды: солнца, неба, зелени и т.п. на изображаемое.

Предметный мир (то, из чего можно составить натюрморт) разнообразен – это вещи крестьянского быта, и инструменты труда, и образцы народного творчества. Летняя практика – пора изобилия полевых цветов, время грибов – «колосовиков», которые тоже могут служить объектами натюрморта.

Ставить натюрморт можно также в различных условиях: на скамье, прямо на земле, на крыльце дома и т.п. При отборе предметов для натюрморта необходимо учитывать не только яркие и выразительные цветовые качества, но и разнообразие материала: дерево, стекло, металл, керамика и т.п. Необходимо, чтобы натюрморт нес не только эстетическую, но и смысловую нагрузку, т.е. давал возможность для прочтения какого-то сюжета. Так, можем представить этюд натюрморта в пленэре, где на лавке изображена корзина с грибами, несколько полевых цветов и косынка. Ситуация жизненная, естественная: из леса пришел грибник и оставил на лавке у дома свою добычу.

Вначале следует рекомендовать студентам выполнить несколько композиционных эскизов с различных точек зрения с целью поиска наиболее удачного решения. В эскизах определяются пропорции предметов, их место и связь с окружением. Необходимо тоном, цветом выявить композиционный центр, организовать разнообразие в ритме темных и светлых пятен.

Натюрморт, как любая живописная работа, строится с соблюдением всех законов изобразительного искусства. Наиболее удачное композиционное решение в эскизе переносится на холст. Приступая к работе над холстом, необходимо четко расположить все предметы в пространстве при помощи перспективного построения полотна.

Натюрморт изучался студентами в мастерской, и теперь к прежним задачам прибавилась еще одна – изучение влияния рефлексов неба, зелени, окружающих предметов на изображаемые объекты. Особенно заметно это влияние на белых, гладких, глянцевых поверхностях, причем предмет рефлексирует тем сильнее, чем больше он освещен.

В процессе работы студенты должны еще раз убедиться, что изображаемые локальным цветом предметы смотрятся плоскостно, вне среды и пространства, а если они «вылеплены» аналитически прослежены цветом, вызванным световоздушной средой с отражениями-рефлексами от окружающих предметов, то будут казаться объемными, и «заживут» в пространстве.

Цельность холста зачастую зависит от разбела светлых и глухих, темных частей в композиции. Работая в пленэре, художник как бы очищает свою цветовую палитру, так как здесь все объединено, связано в цвете, и краски в колористическом решении полотна должны стать светоносными, т.е. студент должен стараться передать свет цветом, все время анализировать свои впечатления, размышлять с кистью в руках.

Во время летней практики студенты могут собрать значительное количество предметов быта и народного творчества, потерявших свое значение в обиходе современного крестьянина, но представляющие ценность для пополнения натюрмортного фонда института.