3.7. Многоплановый этюд с введением архитектуры, изображений людей и животных
В работе над кратковременными этюдами на состояния следует также использовать пейзажные мотивы с архитектурой, вводить изображения людей и животных. Самые удачные и выразительные этюды следует рекомендовать студентам для написания длительной, композиционно-завершенной работы.
Рисунок архитектурных памятников и зданий требует от практиканта знания и чувство перспективы, пропорции, композиции, характера, объема, ракурса, пространственности, чувства ритма, симметрии,
Очень важно при рисовании зданий и особенно перспективы улицы (зданий) учитывать линии, уходящие в точку схода, остро выбирать композицию, чувствовать глубину осязаемого пространства и предметов не как фотоаппарат, а, скорее, как кинокамера – над собой и от себя в перспективу – чувствовать и пространство, и ракурс зданий. И это чувство перенести и передать в композиции на лист. В данном случае, скорее представить это так, как будто художник находится в среде и это чувство он должен передать зрителям.
Рисуя, практикант должен учитывать, что в процессе работы над зарисовкой зданий. Улицы и других объектов более тщательно и подробно можно разрабатывать первые планы и более лаконичными и обобщенными оставлять дальние, что будет способствовать передаче пространства. Но есть и такие композиции, в которых не изображается глубокая перспектива, тогда автор может дать богатую графическую разработку деталей с учетом сочетания их с более обобщенными плоскостями, т.е. рядом с перегруженным местом дать незаполненные плоскости. В этом случае усиливается графическая разработка объекта. Особое внимание при этом следует уделить тем местам, которые говорят о характере и конструкции зданий.
В ходе работы руководитель должен добиваться, чтобы введенная студентом в композицию архитектура органично жила в пейзаже, обогащая ритмический и цветовой строй полотна.
Нередко бывает так, что вместо архитектурного пейзажного мотива студент пишет подробный этюд памятника архитектуры. Такую же сложность нередко для студентов представляет и введение в пейзаж изображений человека и животных, которые приобретают зачастую характер стаффажа, т.е. становятся второстепенным элементом композиции. Необходимо учить молодых живописцев добиваться органической взаимосвязи всех элементов пейзажа, развивать умение выявлять значительность каждого компонента. Следует стремиться также, чтобы в каждом этюде был заложен материал для дальнейшей работы. Например, если задуман многоплановый пейзажный этюд с введением архитектуры и изображением людей. Изображена окраина деревни с лугом и лесом на заднем плане. Взят момент, когда к вечеру в деревню возвращается стадо. Этот мотив может быть в дальнейшем использован в картине. Этюд должен быть написан за 6-8 часов, причем сеансы надо проводить в одно и то же время, чтобы улавливалось сходное состояние природы, одинаковые эффекты вечернего освещения.
При работе над многоплановым этюдом уместно обратиться к творчеству выдающихся русских художников-пейзажистов. Руководитель практики должен иметь с собой подборку репродукций с соответствующих картин этих мастеров, чтобы показывать их по ходу работы студентам, наглядно поясняя свои мысли. Так, например, можно показать студентам, как убедительно и естественно связана с окружающей средой архитектура в картинах-пейзажах А. Саврасова и И. Левитана, А. Дейнеки и Г. Нисского. Обратить внимание молодых художников, как обогащает пейзаж тонкими нюансами настроений, неуловимых состояний природы появление в нем изображения человека, лошадей, коров и птиц у С. Герасимова, А. Пластова и др.
Полезно также иметь с собой не только литературу о художниках, но и искусствоведческую и краеведческую, посвященную тем местам, в которых проходит летняя практика. Знакомство с достопримечательностями и историей края помогает студентам более целеустремленно, осмысленно и воодушевленно работать.
- Пленэр методические рекомендации и программа летней учебной практики по изобразительному искусству для студентов отделения художественно-графического образования
- 030800 «Изобразительное искусство»
- 051900 «Графика»
- 052400 «Дизайн»
- Введение
- Раздел 1. Особенности организации и подготовки к проведению летней учебной практики «пленэр» на отделении художественно-графического образования
- 1.1. Организация пленэра
- 1.2. Подготовка к практике (знакомство с местностью)
- Раздел 2. Учебно-тематическое планирование летней учебной практики
- 2.1.Содержание предмета (специальность 030800 «Изобразительное искусство»)
- I курс, II семестр (108 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (28 ч.).
- II курс, IV семестр (108 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (20 ч.).
- Тема 2. Натюрморт в пленэре (20 ч.).
- Тема 3. Пейзаж (20 ч.).
- Тема 4. Архитектурный мотив (20 ч.).
- Тема 5. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (12 ч.).
- Тема 6. Человек (16 ч..).
- III курс, VI семестр (108 ч.)
- Тема 1. Натюрморт на пленэре (14ч.).
- Тема 2. Пейзаж (26ч.).
- Тема 3.Портрет на открытом воздухе.(28 ч.).
- Тема 4.Архитектурный мотив. (20 ч.).
- Тема 5. Человек и среда (20 ч.).
- IV курс, VIII семестр (216 ч.)
- Тема 1. Пейзаж (70 ч.).
- Тема 2.Человек в природе (70 ч.).
- Тема 3. Композиционно- тематические задания (76 ч.).
- 2.2.Содержание предмета (специальность 051900 «Графика»)
- I курс, II семестр (72 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (18 ч.).
- II курс, IV семестр (108 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (20 ч.).
- Тема 2. Натюрморт в пленэре (20 ч.).
- Тема 3. Пейзаж (20 ч.).
- Тема 4. Архитектурный мотив (20 ч.).
- Тема 5. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (12 ч.).
- Тема 6. Человек (16 ч..).
- 2.3. Содержание предмета (специальность 052400 «Дизайн»)
- I курс, II семестр (72 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (18 ч.).
- II курс, IV семестр (72 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (12 ч.).
- Тема 2. Пейзаж (28 ч.).
- Тема 3. Архитектурный мотив (14 ч.).
- Тема 4. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (8 ч.).
- Тема 5. Человек (10).
- Раздел 3 методические рекомендации по выполнению отдельных заданий пленэра
- Кратковременные этюды и зарисовки (пейзаж на состояние в природе)
- 3.2 Рисунок на пленэре
- 3.3. Рисунок архитектурных памятников и зданий
- 3.4. Рисунок элементов пейзажа (растений, деревьев, фигуры человека в пленэре)
- 3.5. Этюды деталей и отдельных элементов пейзажа
- 3.6. Натюрморт в пленэре
- 3.7. Многоплановый этюд с введением архитектуры, изображений людей и животных
- 3.8. Длительный пейзаж по предварительным, композиционно решенным этюдам
- 3.9. Портрет на пленэре
- 3.10. О композиции
- Содержание
- Раздел 1. Особенности организации и подготовки к проведению летней учебной практики «Пленэр» на отделении художественно-графического образования
- Раздел 2. Учебно-тематическое планирование летней учебной практики
- Раздел 3. Методические рекомендации по выполнению отдельных заданий «Пленэра»