3.8. Длительный пейзаж по предварительным, композиционно решенным этюдам
К середине пленэрной практики, во время просмотра и обсуждения работ, руководитель выявляет у каждого студента интересные по замыслу и композиционному решению этюды и дает рекомендации на длительное ведение определенного пейзажа. При этом необходимо учитывать наиболее выгодное время для данного пейзажного мотива и ведения работы над ним.
Рекомендуется выполнить длительный пейзаж по предварительным, композиционно решенным этюдам, работать в течение нескольких сеансов, 10-15 часов. Это как бы контрольная работа студента, в которой он должен показать умение верно взять цветовые отношения и разработать планы, сделать их легко читаемыми, выявить глубину пространства, четко написать детали в их взаимосвязи. Не менее важным является умение передать конкретное состояние природы.
Приступая к работе над длительным пейзажем, прежде всего, необходимо разработать острое, выразительное композиционное решение в этюдах, определить формат и размер холста. По рекомендации педагога студент может подготовить холст с цветным грунтом, учитывая цветовое решение предварительного этюда.
Первая стадия ведения длительного этюда – это перенос студентом своего композиционного замысла на холст, определение горизонта и перспективного построения, а также составляющих элементов пейзажа. На этой стадии можно работать различными материалами: углем, карандашом. Затем рекомендуется красочным колером на разбавителе №2, который легко снимается или впоследствии легко войдет в живописный слой, нанести рисунок, по возможности выразительно характеризуя все элементы будущего пейзажа.
Вторая стадия работы – это выявление больших цветовых и тоновых отношений. Работу надо начинать с более плотных теневых пятен, переходя к полутонам и свету, последовательно раскрывая весь холст. В этот период особенно важно цельное видение пейзажа, которое дает возможность верно определить единство цветового звучания в природе и, следовательно, установить ее состояние – будь это серебристый день, розовое утро или залитый последними лучами вечер.
В этот период лучше работать жидкоразведенными красками без применения белил с учетом будущей отработки более пастозным красочным слоем и методом лессировок.
Третья стадия работы должна начинаться по хорошо высохшему красочному слою, вскрытому лаком «ретушь». Теперь студенту необходимо как бы суммировать опыт работы над предыдущими этюдами: вести разработку цветовых отношений, беспрерывно сравнивая передние планы с глубинными, сопоставляя цвет воды и неба, деревьев, строений и т.п. Работая над цветовым раскрытием неба, студент должен постоянно ощущать, что это огромный купол, чувствовать и передавать изменение цвета неба и облаков к горизонту.
Работая с натуры, художник не просто копирует все предметы. Он должен средствами живописи раскрыть их сущность. Необходимо помнить, что смотреть – это еще не значит полноценно видеть. (Художник стремится понять вещи и явления, обладающие реальным существованием вне нас, осмысляет объективную реальность). Его задача – выразить в художественном образе существенные стороны наблюдаемой действительности как осознанный вывод, а не передавать механически свои зрительные ощущения. Следует объяснить с нашим мышлением и, следовательно, художник передает не сам факт, а свое понимание, свое ощущение факта. Не случайно великий Микеланджело утверждал, что «рисовать надо мозгом, а не руками».
Прорабатывая формы и объемы элементов пейзажа, студент должен помнить и думать об их значении, роли в композиции, как в смысловом, так и в цветовом строе, стараться не разрушить гармонию, состояние, характерное для данного пейзажного мотива.
Умение тонко подмечать цветовые сочетания теплых и холодных тонов, их качественность приведет к умению колористически убедительно строить холст. Студент должен творчески подходить к решению этюда, не углубляться в мелочи, а ясно определять главные элементы пейзажа, акцентируя на них внимание зрителя. Возможностей для этого у художника множество: освещение, цвет, тон, фактура.
В работе над длительным пейзажем студент получает также возможность на опыте продумать, как выгоднее положить красочный слой для достижения большей убедительности образа: в тенях – прозрачным слоем, на свету – более корпусно, с учетом последующей прописки или лессировок.
Четвертая стадия работы – это завершение этюда, его обобщение. На предыдущем этапе работы, когда студент насыщал деталями свой этюд, могли появиться подробности, «пережатые» в тоне, несгармонированные в цвете. Теперь требуется подчинить все общему колористическому решению холста, передающему состояние пейзажного мотива.
В этот период любопытно и полезно сравнить холст с первоначальным этюдом. Зачастую обнаруживается утрата цветоносности, следовательно, необходимо усилить цветовое звучание холста.
Завершенный этюд – это не обязательно наполненная деталями композиция. Главное, чтобы студент создал своеобразный, решенный средствами живописи художественный образ определенного пейзажного мотива, неповторимо увиденный только им. Через пейзаж студент может и должен выразить себя как личность, со своим активным отношением к миру. Студенты должны на практике приучиться к глубокому изучению природы и в своей творческой работе основываться на тех впечатлениях и чувствах, которые она у них вызывает и которое они могут раскрыть живописными средствами в своей работе.
- Пленэр методические рекомендации и программа летней учебной практики по изобразительному искусству для студентов отделения художественно-графического образования
- 030800 «Изобразительное искусство»
- 051900 «Графика»
- 052400 «Дизайн»
- Введение
- Раздел 1. Особенности организации и подготовки к проведению летней учебной практики «пленэр» на отделении художественно-графического образования
- 1.1. Организация пленэра
- 1.2. Подготовка к практике (знакомство с местностью)
- Раздел 2. Учебно-тематическое планирование летней учебной практики
- 2.1.Содержание предмета (специальность 030800 «Изобразительное искусство»)
- I курс, II семестр (108 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (28 ч.).
- II курс, IV семестр (108 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (20 ч.).
- Тема 2. Натюрморт в пленэре (20 ч.).
- Тема 3. Пейзаж (20 ч.).
- Тема 4. Архитектурный мотив (20 ч.).
- Тема 5. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (12 ч.).
- Тема 6. Человек (16 ч..).
- III курс, VI семестр (108 ч.)
- Тема 1. Натюрморт на пленэре (14ч.).
- Тема 2. Пейзаж (26ч.).
- Тема 3.Портрет на открытом воздухе.(28 ч.).
- Тема 4.Архитектурный мотив. (20 ч.).
- Тема 5. Человек и среда (20 ч.).
- IV курс, VIII семестр (216 ч.)
- Тема 1. Пейзаж (70 ч.).
- Тема 2.Человек в природе (70 ч.).
- Тема 3. Композиционно- тематические задания (76 ч.).
- 2.2.Содержание предмета (специальность 051900 «Графика»)
- I курс, II семестр (72 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (18 ч.).
- II курс, IV семестр (108 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (20 ч.).
- Тема 2. Натюрморт в пленэре (20 ч.).
- Тема 3. Пейзаж (20 ч.).
- Тема 4. Архитектурный мотив (20 ч.).
- Тема 5. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (12 ч.).
- Тема 6. Человек (16 ч..).
- 2.3. Содержание предмета (специальность 052400 «Дизайн»)
- I курс, II семестр (72 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (18 ч.).
- II курс, IV семестр (72 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (12 ч.).
- Тема 2. Пейзаж (28 ч.).
- Тема 3. Архитектурный мотив (14 ч.).
- Тема 4. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (8 ч.).
- Тема 5. Человек (10).
- Раздел 3 методические рекомендации по выполнению отдельных заданий пленэра
- Кратковременные этюды и зарисовки (пейзаж на состояние в природе)
- 3.2 Рисунок на пленэре
- 3.3. Рисунок архитектурных памятников и зданий
- 3.4. Рисунок элементов пейзажа (растений, деревьев, фигуры человека в пленэре)
- 3.5. Этюды деталей и отдельных элементов пейзажа
- 3.6. Натюрморт в пленэре
- 3.7. Многоплановый этюд с введением архитектуры, изображений людей и животных
- 3.8. Длительный пейзаж по предварительным, композиционно решенным этюдам
- 3.9. Портрет на пленэре
- 3.10. О композиции
- Содержание
- Раздел 1. Особенности организации и подготовки к проведению летней учебной практики «Пленэр» на отделении художественно-графического образования
- Раздел 2. Учебно-тематическое планирование летней учебной практики
- Раздел 3. Методические рекомендации по выполнению отдельных заданий «Пленэра»