logo
Методич

3.8. Длительный пейзаж по предварительным, композиционно решенным этюдам

К середине пленэрной практики, во время просмотра и обсуждения работ, руководитель выявляет у каждого студента интересные по замыслу и композиционному решению этюды и дает рекомендации на длительное ведение определенного пейзажа. При этом необходимо учитывать наиболее выгодное время для данного пейзажного мотива и ведения работы над ним.

Рекомендуется выполнить длительный пейзаж по предварительным, композиционно решенным этюдам, работать в течение нескольких сеансов, 10-15 часов. Это как бы контрольная работа студента, в которой он должен показать умение верно взять цветовые отношения и разработать планы, сделать их легко читаемыми, выявить глубину пространства, четко написать детали в их взаимосвязи. Не менее важным является умение передать конкретное состояние природы.

Приступая к работе над длительным пейзажем, прежде всего, необходимо разработать острое, выразительное композиционное решение в этюдах, определить формат и размер холста. По рекомендации педагога студент может подготовить холст с цветным грунтом, учитывая цветовое решение предварительного этюда.

Первая стадия ведения длительного этюда – это перенос студентом своего композиционного замысла на холст, определение горизонта и перспективного построения, а также составляющих элементов пейзажа. На этой стадии можно работать различными материалами: углем, карандашом. Затем рекомендуется красочным колером на разбавителе №2, который легко снимается или впоследствии легко войдет в живописный слой, нанести рисунок, по возможности выразительно характеризуя все элементы будущего пейзажа.

Вторая стадия работы – это выявление больших цветовых и тоновых отношений. Работу надо начинать с более плотных теневых пятен, переходя к полутонам и свету, последовательно раскрывая весь холст. В этот период особенно важно цельное видение пейзажа, которое дает возможность верно определить единство цветового звучания в природе и, следовательно, установить ее состояние – будь это серебристый день, розовое утро или залитый последними лучами вечер.

В этот период лучше работать жидкоразведенными красками без применения белил с учетом будущей отработки более пастозным красочным слоем и методом лессировок.

Третья стадия работы должна начинаться по хорошо высохшему красочному слою, вскрытому лаком «ретушь». Теперь студенту необходимо как бы суммировать опыт работы над предыдущими этюдами: вести разработку цветовых отношений, беспрерывно сравнивая передние планы с глубинными, сопоставляя цвет воды и неба, деревьев, строений и т.п. Работая над цветовым раскрытием неба, студент должен постоянно ощущать, что это огромный купол, чувствовать и передавать изменение цвета неба и облаков к горизонту.

Работая с натуры, художник не просто копирует все предметы. Он должен средствами живописи раскрыть их сущность. Необходимо помнить, что смотреть – это еще не значит полноценно видеть. (Художник стремится понять вещи и явления, обладающие реальным существованием вне нас, осмысляет объективную реальность). Его задача – выразить в художественном образе существенные стороны наблюдаемой действительности как осознанный вывод, а не передавать механически свои зрительные ощущения. Следует объяснить с нашим мышлением и, следовательно, художник передает не сам факт, а свое понимание, свое ощущение факта. Не случайно великий Микеланджело утверждал, что «рисовать надо мозгом, а не руками».

Прорабатывая формы и объемы элементов пейзажа, студент должен помнить и думать об их значении, роли в композиции, как в смысловом, так и в цветовом строе, стараться не разрушить гармонию, состояние, характерное для данного пейзажного мотива.

Умение тонко подмечать цветовые сочетания теплых и холодных тонов, их качественность приведет к умению колористически убедительно строить холст. Студент должен творчески подходить к решению этюда, не углубляться в мелочи, а ясно определять главные элементы пейзажа, акцентируя на них внимание зрителя. Возможностей для этого у художника множество: освещение, цвет, тон, фактура.

В работе над длительным пейзажем студент получает также возможность на опыте продумать, как выгоднее положить красочный слой для достижения большей убедительности образа: в тенях – прозрачным слоем, на свету – более корпусно, с учетом последующей прописки или лессировок.

Четвертая стадия работы – это завершение этюда, его обобщение. На предыдущем этапе работы, когда студент насыщал деталями свой этюд, могли появиться подробности, «пережатые» в тоне, несгармонированные в цвете. Теперь требуется подчинить все общему колористическому решению холста, передающему состояние пейзажного мотива.

В этот период любопытно и полезно сравнить холст с первоначальным этюдом. Зачастую обнаруживается утрата цветоносности, следовательно, необходимо усилить цветовое звучание холста.

Завершенный этюд – это не обязательно наполненная деталями композиция. Главное, чтобы студент создал своеобразный, решенный средствами живописи художественный образ определенного пейзажного мотива, неповторимо увиденный только им. Через пейзаж студент может и должен выразить себя как личность, со своим активным отношением к миру. Студенты должны на практике приучиться к глубокому изучению природы и в своей творческой работе основываться на тех впечатлениях и чувствах, которые она у них вызывает и которое они могут раскрыть живописными средствами в своей работе.