3.9. Портрет на пленэре
Самое сложное задание, требующее большой отдачи в работе, - это портрет в пленэре. Сложность этого задания заключается уже в самой организации этой постановки, и руководителю приходится проделать большую работу в поисках и отборе модели.
Работа над портретом рассчитана на длительное время, поэтому подбор натуры должен быть внимательным и серьезным. Так, дети, которые нередко просятся позировать для портрета, как правило, не выдерживают тяжелого труда натурщика и могут сорвать всю работу над портретом. Так как постановка портрета организуется примерно через неделю после приезда, есть время и возможность приглядеться, познакомиться и выбрать среди местных жителей выразительную по характеру и цвету модель.
Студенты должны активно включаться в процесс выбора модели и организации постановки, а руководитель – только контролировать, дополнять, «доводить» ее, в случае необходимости – убедить студентов, как интереснее, выразительнее и естественнее создать постановку. Здесь руководитель должен проявить свой вкус, а также кропотливо и деликатно развивать его у студентов. Так, например, приходится убеждать, что не всегда все яркое, пестрое, многокрасочное есть повод для живописного произведения. Для большей убедительности можно подтвердить свои доводы ссылками на лучшие образцы русской живописи. Постановка должна нести в себе явную смысловую и колористическую идею.
Необходимо остановиться на условиях, в которых должна проходить работа над портретом. Это постановка длительная, и поэтому целесообразно выбрать место, долгое время находящееся в тени, так как солнечное освещение меняется очень быстро. Группу студентов надо разместить так, чтобы они не мешали друг другу в рабочем процессе и, кроме того, не нанесли ущерба окружающей местности: лугу, саду и т.п. Рекомендуется ставить одну модель на 10-12 студентов.
Постановка портрета в пленэре может быть различной. Главное, к чему следует стремиться, чтобы позирующие находились в правдивой обстановке, а позы их были естественными и непринужденными. Рекомендуется кратковременный портретный этюд с изображением девочки, стоящей против солнца. В этой работе, выполненной за один сеанс в 1,5-2 часа, главная задача – проследить эффекты солнечного освещения. Остальные работы над портретами могут быть более длительными, рассчитанные на 20-24 часа. Портреты могут быть усложнены введением в постановку пейзажа и натюрморта: рыбак с удочкой на мостках, девушка на фоне деревенского дома с окном и вишневым деревом на первом плане, мальчик с корзиной грибов на фоне деревни, девушка в тени дерева. Студент получает богатую возможность, изучая натуру, продемонстрировать в портрете все свое умение и способности.
Любая живописная работа, прежде всего, требует единства целого и организации деталей, т.е. композиции.
Для нахождения выразительного живописного решения в портрете необходимо провести большую и напряженную работу в предварительном композиционном эскизе. В маленьком эскизе студенту легче передать первое острое цветовое восприятие, выявить большие цветовые отношения.
С решением портретных задач студентам уже приходилось сталкиваться во время занятий живописью в мастерских института. На пленэре задача усложнилась, во-первых, новизной и необычностью обстановки; во-вторых, тем, что на открытом воздухе человек выглядит по-другому: звучнее, чище по цвету; в-третьих, необычностью самой среды, пронизанной светом, рефлексами.
Нередко по неопытности студенты сразу на холсте начинают работу над портретом, исключая самое интересное, творческое начало – создание эскиза. Руководитель должен настоять, убедить в необходимости предварительного эскиза, в котором выбирается формат холста, идет поиск интересной точки зрения на натуру, горизонта, определяется размер фигуры портретируемого в композиции. Только после утвержденного эскиза студент может переходить работать на холст.
После переноса найденного в эскизе композиционного решения на холст, необходимо, прежде всего, верно построить все изображаемые элементы задания в перспективе, остро передавая все индивидуальные, характерные для модели особенности, и анатомически правильно нарисовать фигуру позирующего. Необходимо учить студента самым серьезным образом относиться к рисунку, так как только отличный, крепкий рисунок дает возможность выполнить свежую, красивую, полнозвучную живопись. Исправление же рисунка уже во время работы цветом всегда вредит живописи.
При работе над рисунком следует внимательно отнестись к определению ракурса, пластики фигуры человека и не оставлять что-либо неточным, незавершенным, так как исправление, переписка ведет к пожуханию живописи. Выполняя рисунок, следует помнить о чистоте живописи, о сохранении свежести холста. Подготовительный рисунок можно выполнить на листе бумаги, а затем окончательный вариант перевести на холст.
Холст необходимо хорошо натянуть на подрамник и загрунтовать. Нежелательно вести работу на старом, записанном холсте, так как почти невозможно избавиться от затемнения и жухлости старого красочного слоя.
Сама методика ведения работы над портретом по стадиям не имеет принципиальных отличий от предыдущего задания. Основная особенность портрета в пленэре – сама воздушная среда. Студенту предстоит увидеть и освоить изменение собственного цвета предметов под влиянием рефлексов от неба, зелени, окружения. Это влияние намного усложнилось по сравнению с работой в мастерской, где был так ясен локальный цвет предметов. Студенту надлежит быть чрезвычайно внимательным и последовательным. Чтобы добиться тончайших цветовых градаций в передаче человеческого лица, одежды, пейзажа в работе в пленэре. Сталкивается впервые студент также и с необходимостью передачи пространства, что достигается в живописи при помощи линейной и воздушной перспективы.
Внимательно изучая натуру, студент замечает, что предметы на первом плане имеют контрасты света и тени более интенсивные и насыщенные в цвете и, напротив, становятся все мягче, упрощеннее по мере удаления, теряя контрастность в освещении и цветовую насыщенность.
Вначале следует прописать весь холст жидким слоем, раскрывая основные отношения тона и цвета. Работу лучше вести от плотных теневых пятен и так определить тональность всего холста.
Работая ежедневно над этюдами, рисунками, эскизами, студент получает возможность последовательно совершенствоваться в решении композиции. Анализируя каждую ее деталь, он должен постоянно сравнивать, определять значимость этой детали в целом звучании холста, но не потерять за мелочами главного – основного композиционного центра холста. Каждый мазок нужно наносить осмысленно, как драгоценный кусочек мозаики, необходимо выявлять, лепить цветом форму головы, предметов, элементы пейзажа.
Завершая портрет, следует стремиться к живописному единству, подчиняя композиционное и колористическое решение холста главной задаче – раскрыть психологическое состояние портретируемого, постараться выявить в живописи и свое отношение к нему.
При учебной постановке «Портрет в пленэре» рекомендуется освоение достижений в области пленэрной живописи таких мастеров, как А. Иванов, К. Коровин, импрессионистов. Однако нередко студенты поверхностно подражают приему, кладке мазка того или иного мастера, а не вникают в суть творческой манеры автора, не осваивают его открытий. Здесь должно прозвучать убедительное слово педагога.
И в данном случае преподаватель может работать рядом со своими студентами, наглядно показывая методику ведения холста на различных стадиях, саму технологию живописного процесса, возможности звучания цвета.
- Пленэр методические рекомендации и программа летней учебной практики по изобразительному искусству для студентов отделения художественно-графического образования
- 030800 «Изобразительное искусство»
- 051900 «Графика»
- 052400 «Дизайн»
- Введение
- Раздел 1. Особенности организации и подготовки к проведению летней учебной практики «пленэр» на отделении художественно-графического образования
- 1.1. Организация пленэра
- 1.2. Подготовка к практике (знакомство с местностью)
- Раздел 2. Учебно-тематическое планирование летней учебной практики
- 2.1.Содержание предмета (специальность 030800 «Изобразительное искусство»)
- I курс, II семестр (108 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (28 ч.).
- II курс, IV семестр (108 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (20 ч.).
- Тема 2. Натюрморт в пленэре (20 ч.).
- Тема 3. Пейзаж (20 ч.).
- Тема 4. Архитектурный мотив (20 ч.).
- Тема 5. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (12 ч.).
- Тема 6. Человек (16 ч..).
- III курс, VI семестр (108 ч.)
- Тема 1. Натюрморт на пленэре (14ч.).
- Тема 2. Пейзаж (26ч.).
- Тема 3.Портрет на открытом воздухе.(28 ч.).
- Тема 4.Архитектурный мотив. (20 ч.).
- Тема 5. Человек и среда (20 ч.).
- IV курс, VIII семестр (216 ч.)
- Тема 1. Пейзаж (70 ч.).
- Тема 2.Человек в природе (70 ч.).
- Тема 3. Композиционно- тематические задания (76 ч.).
- 2.2.Содержание предмета (специальность 051900 «Графика»)
- I курс, II семестр (72 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (18 ч.).
- II курс, IV семестр (108 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (20 ч.).
- Тема 2. Натюрморт в пленэре (20 ч.).
- Тема 3. Пейзаж (20 ч.).
- Тема 4. Архитектурный мотив (20 ч.).
- Тема 5. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (12 ч.).
- Тема 6. Человек (16 ч..).
- 2.3. Содержание предмета (специальность 052400 «Дизайн»)
- I курс, II семестр (72 ч.)
- Тема 1. Изучение растительных форм, сбор материала для выполнения заданий по теме композиция. (18 ч.).
- II курс, IV семестр (72 ч.).
- Тема 1. Состояние в пленэре (12 ч.).
- Тема 2. Пейзаж (28 ч.).
- Тема 3. Архитектурный мотив (14 ч.).
- Тема 4. Композиционные зарисовки и этюды элементов городской или сельской жизни (8 ч.).
- Тема 5. Человек (10).
- Раздел 3 методические рекомендации по выполнению отдельных заданий пленэра
- Кратковременные этюды и зарисовки (пейзаж на состояние в природе)
- 3.2 Рисунок на пленэре
- 3.3. Рисунок архитектурных памятников и зданий
- 3.4. Рисунок элементов пейзажа (растений, деревьев, фигуры человека в пленэре)
- 3.5. Этюды деталей и отдельных элементов пейзажа
- 3.6. Натюрморт в пленэре
- 3.7. Многоплановый этюд с введением архитектуры, изображений людей и животных
- 3.8. Длительный пейзаж по предварительным, композиционно решенным этюдам
- 3.9. Портрет на пленэре
- 3.10. О композиции
- Содержание
- Раздел 1. Особенности организации и подготовки к проведению летней учебной практики «Пленэр» на отделении художественно-графического образования
- Раздел 2. Учебно-тематическое планирование летней учебной практики
- Раздел 3. Методические рекомендации по выполнению отдельных заданий «Пленэра»