logo search
Учебник Коргун по коррекционной педагогике

Исследование речи

Результаты обследования речи соотносятся с данными условного эталона нормы, что позволяет установить фазу развития детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка.

1-й уровень

Первый этап. «Однословное предложение» характеризуется наличием в речевой практике ребенка только отдельных слов и их фрагментов, звукоподражаний и других ненормативных средств общения и отсутствием возможности объединить две словесные единицы в одно высказывание.

Второй этап. «Предложение из слов-корней» характеризуется появлением нового качества: умениям соединить в одном высказывании два и более аморфных слова при полном отсутствии глаголов с окончаниями 3-го лица изъявительного наклонения (-ет, -ит, -ут, -ют) и словоизменением существительных.

2-й уровень

Третий этап. «Первые формы слов или первые случаи словоизменения» ха­рактеризуются тем, что в аномальной детской речи появляются конструкции типа именительный падеж плюс согласованный глагол изъявительного наклонения 3-го лица с правильным использованием окончаний -ет, -ит. Некоторые слова начинают использоваться детьми в 2-3 формах: «киса-кису»; «теп-теба» («хлеб-хлеба»); «ток-тока» («цветок-цветочки»).

Четвертый этап. «Усвоение флексий» характеризуется появлением возможности оформлять употребляемые слова с помощью разных окончаний. При построении речевого высказывания некоторые слова оформляются грамматически правильно, большинство же употребляется аграмматично. Однако в речи детей отсутствуют предложные конструкции, в которых предлог и флексия использовались бы одновременно правильно по смыслу.

Пятый этап. «Усвоение предлогов» характеризуется усложнением предложений в детских высказываниях. Появляются попытки использовать сложные типы предложений. При употреблении предложных конструкций много случаев правильного одновременного оформления простого предлога и флексии.

3-й уровень

Шестой этап. Соответствует развернутой фразовой речи с проблемами формирования лексики, грамматического строя, фонетики.