logo search
Общая и профессиональная педагогика

§ 6. Нормативно-правовые основы образования

З

Декларация (лат. dedaratio – «заявление», «объявление») – провозглашение, рекомендации, которые не имеют обязательной силы

Конвенция (лат. conventio – «договор», «соглашение») – международный договор, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились

аконодательная база образования

Базовой юридической основой образования является статья 26 «Всеобщей декларации прав человека», принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. В ней говорится: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Будущее каждого народа и государства зависит от того, в каком положении находятся дети. В 1989 г. ООН был принят документ «Конвенция о правах ребенка», включающий статьи о праве ребенка на образование соответствующего уровня и содержания, в том числе на получение бесплатного и обязательного образования.

Таким образом, общемировым минимальным требованием является начальное образование, хотя в настоящее время подавляющее большинство стран мира уже преодолели этот порог и реализуют в качестве обязательного основное среднее образование.

Во «Всеобщей декларации прав человека» провозглашена также общедоступность технического и профессионального образования.

Право каждого человека на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ, принятой в 1993 г. В ней говорится:

  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основногообщего и среднего профессионального образования в государственных илимуниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Как видим, в Российской Федерации обязательным на сегодняшний день считается основное среднее образование (9 классов), хотя в недавнем прошлом обязательным было полное среднее образование (11 классов), т. е. имеет место понижение планки образовательных требований.

Конституцией РФ гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования. Однако в последние годы под воздействием экономических проблем в России также снижена и общедоступность профессионального образования. Во многих учреждениях профессионального образования для значительной части контингента предусмотрено платное обучение,

В законе «Об образовании» содержатся некоторые новые положения:

« разрешается предпринимательская деятельность образовательных учреждений и индивидуальная трудовая педагогическая деятельность;

В 1996 г. был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который включает в себя семь глав: «Общие положения», «Система высшего и послевузовского профессионального образования», «Субъекты учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их права и обязанности», «Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования», «Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования», «Международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений», «Заключительные положения».

Закон определяет правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования, основываясь на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании», а также на принципах непрерывности и преемственности, интеграции российской высшей школы в мировую систему высшего образования, конкурентности и гласности.

Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством финансирования за счет средств федерального бюджета в размере не менее чем 3% его расходов.

Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в том случае, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Гарантируется также

свобода выбора формы высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).

Преподавателям и студентам предоставляются определенные академические свободы, в том числе возможность для преподавателей излагать учебный предмет по своему усмотрению и свобода студентов получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Предусмотрена разработка государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, включающих федеральные и национально-региональные компоненты.

Законом установлены три вида вузов: университет, академия, институт. Проводится аттестация, лицензирование и аккредитация высших учебных заведений.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых при вузах и научных учреждениях. По каждой учебной дисциплине и специальности устанавливаются государственные стандарты.

Управление вузом осуществляют: ученый совет, ректорат, деканаты, кафедры. Кафедра является основным структурным подразделением вуза.

Студенты могут обучаться на бесплатной (государственной) и платной (внебюджетной) основе.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные акты, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам.

Нормативная основа образования

Конституцией РФ и Законом «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

О

Стандарт (англ, standart– «норма», «образец», «мерило») – система параметров продукции или результатов деятельности людей

бразовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки

обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Стандарты позволяют диагностировать результаты образования, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России.

Сущность образовательного стандарта раскрывается через его функции:

Базисный учебный план общеобразовательной школы это составная часть государственного стандарта данного уровня образования, основной государственный нормативный документ, содержащий перечень изученных в общеобразовательном учреждении предметов, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет.

Базисный учебный план состоит из трех компонентов: федерального, национально-регионального и школьного.

Федеральный компонент – инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного плана. В него входят предметы, подлежащие изучению во всех общеобразовательных школах Российской Федерации.

Национально-региональный компонент – вариантная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяется региональными органами управления образованием с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культурного развития региона.

Школьный компонент – вариантная часть учебного плана, которая формируется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнения их родителей, возможностей образовательного учреждения.

Базисный план включает три основных вида учебных занятий:

Родственные (близкие по содержанию) предметы в базисном учебном плане объединены в образовательные области. На всех ступенях обучения в общеобразовательной школе изучаются следующие образовательные области и учебные предметы:

Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы – Министерством образования РФ.

На основе государственных образовательных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений. Они бывают типовыми, собственно учебными и рабочими.

В учебных планах определяется состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество учебных часов и структура учебного года.

Типовые учебные планы утверждаются Министерством образования РФ и носят рекомендательный характер. Собственно учебные планы образовательных учреждений разрабатываются на основе типовых планов на весь период обучения. Рабочие планы разрабатываются с учетом конкретных условий на каждый год обучения.

На основе учебных планов разрабатываются учебные программы, в которых определяется содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала, дается список обязательной литературы.

Учебные программы являются основой для разработки рабочих программ, в которых кроме содержания учебного материала могут указываться планы занятий, межпредметные связи, дидактическое оснащение, задания для самостоятельной работы, вопросы для контроля, рекомендуемая литература (обязательная и дополнительная).

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Нормы типовых положений могут ограничивать права граждан и образовательных учреждений не более чем в рамках закона. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.

На основе примерного положения разрабатывается устав образовательного учреждения, в котором указываются:

• структура финансовой и хозяйственной деятельности (использование объектов собственности, финансирование, материально-техническое обеспечение, источники и порядок формирования собственности, предпринимательская деятельность);

• порядок управления образовательным учреждением (компетенция учреждения, структура, порядок формирования органов управления, их компетенция, организация деятельности, порядок комплектования персонала и условия оплаты труда, изменения устава, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения, права и обязанности участников образовательного процесса, перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательного учреждения).

Устав принимается коллективом образовательного учреждения и утверждается учредителем.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Дайте определение понятия «образование».

  2. Назовите и охарактеризуйте аспекты образования.

  3. Раскройте социальные и личностные функции образования.

  4. Составьте таблицу «Ведущие парадигмы образования».

  5. Дайте сравнительный анализ традиционной, рационалистической, гуманистической, неинституциональной моделей образования.

  6. Охарактеризуйте сущность общего, профессионального и дополнительного образования.

  7. Назовите уровни общего и профессионального образования.

  8. Дайте характеристику законодательным актам в сфере образования.

  9. Какие документы составляют нормативную основу образования?

Литература для самостоятельной работы

Бардовская Н.В., Реан АЛ. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 62-140.

Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Флинта, 1998. – С. 11-100.

Дэкуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособ. – М.: Владос, 1999.-С. 134-187.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюл. Госкомитета РФ по высш. образованию. - 1996. - № 2. - С. 2-60.

Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюл. Госкомитета РФ по высш. образованию. – 1966. – № 10. – С. 1-59.

Новиков AM. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы населения, векторы развития. – М.: Изд. центр «Академия», 1996. – 224 с.

Педагогика: Учеб. пособ. для студентов пед. вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Рос. пед. агентство, 1995. - С. 80-94, 504-529.

Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Пед. о-во России, 1999. – С. 315-324.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Вла-дос, 2000. - Кн. 1. - С. 27-28.

Ситаров ВЛ. Дидактика: Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – С. 3-15.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Изд. центр «Академия»-, 2002. - С. 133-138, 229-245.

Смирнов И.П, Человек – образование – профессия – личность: Монография. – М.: Граф-Пресс, 2002. - С. 59-126.