logo search
RP_Filosofia_i_istoria_obrazovania_2014-2015

Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.

вопросы для сравнения

колония

им. М. Горького

коммуна

им. Ф. Дзержинского

Цель трудовой деятельности.

Виды и содержание труда.

Организация трудовой деятельности, используемые технологии.

Результат трудовой деятельности

- материальный,

- экономический,

- педагогический.

Сделайте выписки, характеризующие взгляды Макаренко на проблему организации производительного труда.

При этом руководствуйтесь следующими вопросами.

 Как Макаренко аргументировал необходимость введения в коллектив детей и подростков производительного труда?

 В чём достоинства и недостатки организации ремесленных мастерских?

 В чём преимущества («полезность») производительного труда?

 Какие педагогические принципы рекомендуются для организации производительного труда детей?

 Какова точка зрения Макаренко на оплату производительного труда воспитанников? Чем было вызвано её введение и как организовано распределение средств?

 Какие качества личности формируются в производительном труде?

 В чём своеобразие взглядов Макаренко на вопрос о взаимоотношении школы и производства?

При рассмотрении вопроса об организации производительного труда воспитанников в мастерских коммуны возможно показать преемственность с идеей кн. Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921) о соединении обучения с трудом как «интегральном образовании» (см. работу П.А. Кропоткина «Умственный и ручной труд» в «Антологии… о трудовом воспитании». – Т. 2; с. 328-346).

Ознакомление с другими работами А.С. Макаренко (особенно из серии «Лекции о воспитании детей в семье») позволяет понять, какое значение педагог придавал важности трудового воспитания ребёнка в семье, рассматриваемой им как первичный коллектив.

Макаренко подчёркивал, что необходимо своевременно приучать детей к активному участию в семейном хозяйстве, правильная постановка которого воспитывает коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность к ориентации, оперативность (см. лекцию «Семейное хозяйство»).

Не менее важным является ответственность родителей за систематическое и своевременное трудовое воспитание своих детей. Эту мысль Макаренко конкретизировал в лекции «Воспитание в труде».

Работая с текстом первоисточника, обратите внимание на следующие тезисы, подтверждающие необходимость трудовой подготовки детей.

• «…трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния».

• «…трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости…», «…труд должен быть творческим…».

• «…в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т.е. воспитывается правильное отношение к другим людям, – это уже будет нравственная подготовка».

• «Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека».

• «Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни».

Подумайте: с какими идеями К.Д. Ушинского созвучны данные мысли? В чём своеобразие взглядов А.С. Макаренко на значение труда в жизни человека по сравнению с К.Д. Ушинским?

Также обратите внимание на рекомендации по трудовому воспитанию в семье, среди которых Макаренко отмечает:

• постановку конкретной задачи трудовой деятельности;

• обеспечение свободы ребёнка в выборе средств её достижения;

• ориентацию ребёнка на ответственность за порученное дело;

• как можно более раннее начало трудового воспитания, преимущественно в игре;

• усложнение трудовых поручений с возрастом (см. перечень возможных трудовых поручений в семье, с. 56-57);

• соблюдение принципов интереса и посильности в выполнении трудового поручения;

• требование высокого качества труда.

Макаренко также описывает средства стимулирования «трудового усилия» у детей. К ним он относит:

• личный пример родителей;

• разъяснение необходимости выполнения трудового дела, его пользы;

• помощь в преодолении трудностей, воспитание терпеливости, настойчивость;

• просьба – «самый лучший и мягкий способ обращения»;

• принуждение – «от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного».

Подберите к данным утверждениям наиболее яркие цитаты из первоисточника.

В заключение отметьте, почему Макаренко не рекомендовал «применять в области труда какие-либо поощрения или наказания».

 Дискуссионные вопросы.

Выскажите свою точку зрения в отношении следующих мыслей Макаренко.

► «Тот ребёнок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных учреждений».

► «…чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении».

Тема для индивидуальных выступлений.

▫ «Реализация идей А.С. Макаренко о трудовом воспитании в современном педагогическом опыте (на примере И.П. Волкова)».