logo search
Андреева О

6.5 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата (по О.Г. Приходько):

1) заболевания нервной системы (детский церебраль­ный паралич (ДЦП); полиомиелит);

2) врожденная патология двигательного аппарата (врож­денный вывих бедра; кривошея; деформации стоп; анома­лии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты ко­нечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз);

3) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата (травматические повреждения спинного мозга, головного мозга, скелета и конечностей); полиартрит (одновременное или последовательное воспа­ление многих суставов); хондродистрофия; заболевания скелета; системные заболевания.

Патология опорно-двигательного аппарата отмечается у 5-7 % детей, из них 89% составляют дети с церебральным параличом (ДЦП).

Из каждых 100 случаев ДЦП 30 возникают во внутриутробном периоде, 60 в момент родов, 10 после рождения.

При церебральном параличе поражены большие полу­шария, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции.

Основным клиническим сим­птомом при ДЦП является нарушение двигательной функ­ции, которое происходит в результате задержки станов­ления и неправильного развития статокинетических реф­лексов, парезов (неполный паралич, ослабление функций какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражений нервной системы), патологии тонуса.

Возникают также и вторичные изменения:

1) изменения в нервных и мышечных суставах, связках;

2) специфические особенности формирования психиче­ской деятельности;

3) расстройства речи, зрения.

Выделяют три периода течения детского цереб­рального паралича:

1) ранняя стадия (первые месяцы жизни);

2) ранняя резидуальная (первые годы жизни);

3) поздняя резидуальная (с 2—4 до 16 лет).

Существует три степени тяжести двигательного де­фекта (по Л.И. Аксеновой):

1) легкая (физический дефект дает возможность сво­бодно передвигаться, не затрудняет социальную адап­тацию, интеграция в общество происходит с мини­мальными ограничениями);

2) средняя (существует потребность в частичной помо­щи со стороны ближайшего окружения в передви­жении и самообслуживании);

3) тяжелая (полная зависимость от помощи окру­жающих).

У детей с ДЦП двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями.

Патогенетической основой при ДЦП является пора­жение двигательных систем головного мозга; при прочих нарушениях опорно-двигательного аппарата — повреждения спинного мозга, головного мозга, скелета и конеч­ностей в результате травм или соматических заболеваний различного происхождения.

Основными причинами возникновения ДЦП являются внутриутробная патология, родовая травма, действие кото­рой обычно сочетается с асфиксией. В период после рож­дения к причинам возникновения ДЦП относят: нейроинфекции (менингит, энцефалит), тяжелые ушибы головы.

Характеристика детей с ДЦП

Физические и моторные особенности. При двига­тельных нарушениях изменен весь ход моторного разви­тия, что сказывается на формировании нервно-психиче­ских функций, освоении предметно-практической дея­тельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе психического развития.

При ДЦП двигательные расстройства вызваны нару­шением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются вне­шние проявления заболевания. Так, после полутора-двух месяцев может проявиться косоглазие. В первые полго­да жизни, а иногда и до четырех лет, двигательные на­рушения проявляются в виде мышечной вялости, сни­жении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде четырех-шести лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц появляются насиль­ственные движения. К подростковому периоду проявле­ния ДЦП у разных больных становятся все более одно­родными.

2. Уровень работоспособности значительно снижен. При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психи­ческих процессов; низкая переключаемость на другие виды деятельности.

3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм нарушения развития психики зависит от времени мозго­вого поражения, локализации и степени выраженности.

Так, при поражении в первой половине беременности бу­дет присутствовать грубое недоразвитие интеллекта, а во второй половине беременности психические нарушения будут неравномерны и мозаичны. О.Г. Приходько выде­ляет два варианта задержки психического развития у де­тей с данным дефектом:

1) временная задержка темпов психического развития (при своевременной коррекционной работе возмож­но достижение уровня нормы);

2) состояние стойкой, легкой интеллектуальной недо­статочности имеющая обратимый характер.

4. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двига­тельной расторможенности, раздражительности, каприз­ности, плаксивости, реакции протеста или заторможенности, застенчивости.

5. Уровень развитие интеллекта. Детям с ДЦП свой­ственна интеллектуальная недостаточность, имеющая не­равномерный, дисгармоничный характер, обусловленный органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. В большинстве случаев детям свойственна низ­кая познавательная активность, которая проявляется в отсутствие интереса к занятиям, низком уровне сосредо­точенности, медлительности.

6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых нарушений составляет восемьдесят процентов. Основны­ми формами речевых нарушений являются задержка ре­чевого развития, дизартрия, алалия, нарушения письмен­ной речи.

7. Внимание: недостаточная концентрация.

8. Восприятие: замедленно.

9. Память: снижен объем механической памяти.

10. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) формируется в зависимости от степени ДЦП и тяжести вторичных дефектов.

11. Особенности обучения в школе. Обучение детей с ДЦП осуществляется в специальных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Педагогические стратегии работы с детьми с ДЦП

Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в том числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, лечебная помощь и пси­холого-педагогическое сопровождение. Дети с ДЦП нуж­даются в условиях специального образования.

В нашей стране для детей с нарушениями опорно-дви­гательного аппарата существует сеть специализированных учреждений разноведомственного подчинения: поликли­ники, ясли-сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, специализированные санатории, неврологические отделения, психоневрологические больницы.

Профориентация проводится в течение всего образова­тельного процесса. Ее цель — подготовка детей к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими воз­можностями и интересами. Имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при условии сохранного интеллек­та имеют право льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заве­дения. Лицам с данным дефектом рекомендуются профессии программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, пе­реводчика. Перед поступлением в учебное заведение и тру­доустройстве проводится экспертиза трудоспособности в Медико-социальной экспертизе (МСЭ).