logo search
Общая и профессиональная педагогика

Сравнительная характеристика моделей образования

Сравниваемые показатели

Модель образования

традиционная (формирующая)

гуманистическая (личностно-ориентированная)

Цель

Формирование личности с заранее заданными свойствами

Развитие личности как субъекта жизнедеятельности и человека культуры

Роль ЗУНов

Цель обучения

Средство развития личности

Положение обучающегося

Объект процесса обучения

Субъект процесса обучения

Основные дидактические средства

Монолог, знания, умения, навыки

Диалог, полилог, сотрудничество, творческая учебно-познавательная деятельность

Аксиологическая основа

Потребности общества и производства

Потребности и интересы личности

Роль учителя, преподавателя

Источник и контролер знаний

Координатор, консультант, помощник, организатор (менеджер)

Основные результаты

Уровень обученности и социализированное™

Уровень личностного развития, учебная самостоятельность, самоопределение и самореализация

Бондаревская Е.В., Кулъневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 224.

В современном мире все большее распространение и развитие получает гуманистическая личностно-ориентированная модель образования.