§ 5. Виды и уровни образования
Общее образование
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным программам относят программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы реализуются
в дошкольных учреждениях, учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных (учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями и лицеями.
Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень – начальная школа (4 года); II ступень – основная школа (5 лет); III ступень – средняя школа (2 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития учащихся: детство, отрочество, юность.
Обучающиеся на ступенях начального и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей или заменяющих их лиц оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего года возлагается на их родителей или лиц, их заменяющих. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предшествующего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Дошкольное образование. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой их коррекции в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (детский сад – ясли, прогимназия, развивающий центр и др.).
Начальное общее образование осуществляется в начальной школе (1-4 классы), которая призвана обеспечить целостное развитие личности ребенка, формирование у школьника умения и желания учиться. Учебные предметы в начальной школе носят интегрированный характер и должны сформировать у младших школьников первоначальное представление о природе, обществе, человеке и его труде.
Основное образование осуществляется в основной школе (5-9 классы), которая должна заложить прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования и полноценного включения в жизнь общества. Помимо обязательных вводятся предметы по выбору, факультативные курсы, система внеклассных занятий. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.
Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжать образование в средней школе или в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля, а также в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.
С Школа – социальный институт, государственно-общеобразовательная система, призванная удовлетворять образовательные запросы личности, общества и государства
обучения (гуманитарный, естественно-науч-
ныи, социально-экономический, технико-технологический и др.)- Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.
Общеобразовательные учреждения по договоренности и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии соответствующего разрешения на указанный вид деятельности (лицензия). Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).
Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференциальное среднее образование или дополнить одну профессиональную образовательную подготовку другой.
Для учащихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы коррекционного характера), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети и подростки направляются в такие образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или заменяющих их лиц) по заключению психолого-методике-педагогической консультации.
Для подростков с общественно опасным, девиантным, поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти учреждения осуществляется только по решению суда.
Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, создаются специальные образовательные учреждения для получения общего и начального профессионального образования.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными или принадлежащими общественным и религиозным организациям). Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденными Правительством РФ, и разработанными на их основе уставами. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.
Профессиональное образование
Профессиональное образование – это процесс и результат профессионального развития личности посредством научно организованного профессионального обучения и воспитания на основе профессиональных образовательных программ.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Реализация этих программ осуществляется в профессиональных образовательных учреждениях.
Формами получения профессионального образования являются обучение в профессиональных образовательных учреждениях с отрывом или без отрыва от производства, самообразование, экстернат.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе общего основного и среднего образования. Оно может быть получено в профессиональных училищах и иных учреждениях данного уровня.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени вузов.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Его можно получать в учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным (ускоренным) программам.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Оно может быть получено в аспирантуре, докторантуре, адъюнктуре, создаваемых при вузах и научных учреждениях.
Дополнительное образование
Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В рамках каждого уровня профессионального образования основной
задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации работников в связи с постоянным повышением образовательных стандартов. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных и профессионально-образовательных учрежденияхза пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества,станции юных техников, юных натуралистов и иных, имеющих соответствующую лицензию);
посредством самообразования.
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий