Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
Вечерние (сменные) и открытые (сменные) общеобразовательные учреждения1 представляют собой учебные заведения, где глухие и слабослышащие люди без отрыва от занятости в общественном производстве могут получить среднее образование. Они решают следующие социально-педагогические задачи — обеспечения образовательных и специальных потребностей людей с нарушенным слухом; повышения их культурного уровня; развития способностей и умений, необходимых для самообразования; оказания коррекционно-педагогической помощи.
В современных условиях такие учреждения часто выполняют также функции социальной реабилитации людей со слуховыми
1 В дальнейшем будем называть их «сменные образовательные учреждения» или «сменные школы».
525
524
с нарушенным слухом. Для многих из них такой тип школы становится местом, где они могут получить общеобразовательные знания, умения и навыки, профессиональную подготовку, а также необходимую коррекционно-педагогическую помощь.
В настоящее время в большинстве сменных образовательных учреждений созданы условия для одновременного получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Изучение состояния устной речи учащихся этих школ (И. В. Багрова, 1979) подтверждает, что лишь 6 % из числа обследованных глухих и 63 % слабослышащих имеют достаточно внятную речь.
Так, менее 20% взрослых глухих учащихся обладают нормальным голосом, у большинства различные дефекты высоты, тембра, силы голоса. Наиболее часто встречаются открытая гнусавость, фальцет и неустойчивость голоса по высоте. Многие произносят слова слитно, допуская призвуки, либо, наоборот, разбивают слова на части, нарушая при этом порядок произнесения звуков или воспроизводя звуковой состав слова лишь частично. Кроме того, у них наблюдаются неумение произносить на одном выдохе короткие фразы, неправильные паузы в предложениях, отсутствие логического ударения. Около 14 % взрослых глухих имеют замедленный темп речи.
Более чем у половины слабослышащих учащихся голос нормальный, однако у 40 % из них отмечаются различные дефекты. Большинство после каждого сказанного слова делают неоправданные паузы, и лишь : пятая часть обследованных выделяют логическое ударение. У 84 % слабослышащих нормальный темп речи, слова они произносят слитно, однако очень [ многие (50 %) допускают призвуки в словах.
Как у глухих, так и у слабослышащих выявлены ошибки при воспроизведении звукового состава слов. Общее число дефектов, допускаемых сла-| бослышащими, в два раза меньше, чем у глухих.
У большинства взрослых учащихся низкий уровень развития навыков I восприятия устной речи (удовлетворительными навыками обладают менее 130 % слабослышащих и около 2 % глухих). Существует зависимость уровня I восприятия от степени нарушения слуха: чем меньше потеря слуха, тем I выше количество правильно воспринятых речевых единиц.
Невнятная устная речь и низкий уровень ее восприятия затруд-■няют глухим и многим слабослышащим употребление этой фор-Вмы словесной речи в общении с окружающими. Варианты орга-I низации межличностного речевого взаимодействия в школах раз-
личны и зависят от развития речи и коммуникативных качеств
учащихся, от сложившихся стереотипов общения, а также от лич-г ной позиции каждого в выборе средств общения как основы са-! моутверждения и самореализации в микросоциуме людей со слу-I ховым дефектом. Так, в общении с педагогами чаще всего упо-[требляется жестовая речь, сопровождаемая аграмматичной уст-|ной речью или отдельными звукосочетаниями. При этом доста-[ точно редко используется устная или устно-дактильная речь. В прак-
дефектами, обучения и воспитания трудных подростков с нарушенным слухом, приобщения их к труду — учебному, производительному, обслуживающему — на основе формирования мотивации трудовой деятельности.
Контингент учащихся таких учреждений неоднороден по многим параметрам: возрасту обучаемых, уровню школьной подготовки и длительности перерыва в учебе, состоянию слуха и умению использовать его резервы в обучении, общему и речевому развитию, сформированности навыков чтения с губ и слухозри-тельного восприятия речи, состоянию жестовой речи и возможностям ее использования для общения и для обозначения окружающего. Так, в одном классе могут учиться глухие и слабослышащие с различной степенью снижения слуха, в возрасте от 15 до 40 лет.
В вечерних (сменных) или открытых (сменных) учебных заведениях для них создаются необходимые образовательных условия, основанные на последовательной реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Они учитывают возрастные возможности развития интеллектуальных способностей обучаемых, способы восприятия ими информации, развитие словесной речи (устной и письменной) и навыки использования средств общения.
Установлено, что более 40 % учащихся составляют слабослышащие с различной степенью снижения слуха. Большинство из обучающихся там глухих (93 %) также обладают определенными остатками слуха, которые могут быть использованы в учебном процессе (сохранный диапазон частот до 1000, 2000 Гц и более).
Педагоги вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных учреждений при определении перспектив обучения учащихся со слуховым дефектом основываются на достигнутом ими к моменту поступления уровне образовательной подготовки, что позволяет прогнозировать продолжительность обучения: от 1 — 2 до 4—6 или 7—10 лет и более.
Основной контингент учащихся формируется из числа молодых рабочих (швей, столяров, слесарей, автослесарей, программистов, операторов, часовщиков и т.д.) — недавних выпускников коррекционных образовательных учреждений I и II видов. Многие из них уже семейные люди. Как показывают исследования (В.В.Засенко, 1990; А.П.Гозова, 1991; В.С.Собкин, 1997), работающая молодежь в среднем располагает 7 — 8 часами свободного времени в неделю. Преодолеть объективные трудности им помогает ведущий стимул — стремление к повышению общеобразовательного уровня для обеспечения возможности продолжения профессионального обучения и последующего трудоустройства по выбранной специальности.
За последние годы среди учащихся таких школ увеличивается число неработающей молодежи. В основном это трудные подростки
- Глава 13 сурдоандрагогика
- 13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом
- 13.2. Формальное образование
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Особенности организации образовательной среды
- Профессиональное образование
- Педагогический аспект Процесс Результат
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- 13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
- 13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
- 13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
- 13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
- Основные направления реабилитационно-восстановительной помощи
- Особенности психолого-педагогической поддержки
- Вопросы и задания
- Раздел I
- Глава 1. Общие вопросы теории 5
- Глава 2. Научные основания сурдопедагогики 25
- Глава 3. Историческое развитие сурдопедагогики: от обучения глухихк накоплению и совершенствованию научно-педагогическихзнаний 80
- Раздел III
- Раздел II
- Глава 5. Основы организации образовательной среды для лиц
- Глава 6. Система специальных образовательных услуг для лиц
- Глава 12. Воспитание школьников с нарушенным слухом 494
- Глава 13. Сурдоандрагогика 524