§ 2. Профессионально-педагогическая деятельность
Сущность профессионально-педагогической деятельности
Существуют многочисленные классификации деятельности: выделяют духовную и практическую, репродуктивную и творческую, индивидуальную и коллективную, профессиональную и другие виды деятельности.
П Цель – это осознанный желаемый результат
Цель педагогической деятельности формируется как отражение социально-культурного развития общества с учетом его духовных потребностей и природных возможностей личности обучаемого, а также запросов общества в квалифицированных специалистах. С одной стороны, она отражает интересы и потребности различных социальных, этнических групп и общества в целом, а с другой – потребности, интересы и стремления отдельной личности.
В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, воспитательный коллектив, деятельность воспитанников и их индивидуальные особенности. Цель педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальных качеств личности.
Профессионально-педагогическая деятельность – это интегративная деятельность, включающая в себя психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Основной целью профессионально-педагогической деятельности выступает обучение профессии и профессиональное развитие обучаемых.
В ходе профессионально-педагогической деятельности функционируют два типа отношений: субъектно-объектные, обусловленные отношениями педагога к средству и предмету педагогического воздействия, и субъектно-субъектные отношения, возникающие между педагогами и обучающимися в процессе педагогического взаимодействия.
Реализация цели педагогического взаимодействия связана с выбором и применением средств и способов воздействия на обучающихся. Опираясь на имеющиеся знания, педагог теоретически соотносит средства и предполагаемый результат своего действия.
Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решение практически никогда не лежит на поверхности. Отбирая способы (приемы, методы) решения педагогических задач, преподаватель должен ориентироваться на индивидуальные качества отдельного ученика, учитывать особенности межличностных отношений в коллективе, оснащенность и продолжительность педагогического процесса. Следует включать как прямые, так и косвенные способы педагогического воздействия. Выбор и применение средств и способов решения педагогических задач во многом зависит от личности учителя и его профессионализма.
При этом психические процессы (память, мышление и др.) в деятельности педагога приобретают избирательность и профессиональную направленность.
Главным результатом профессионально-педагогической деятельности педагога является профессиональное развитие личности обучающегося.
Функции профессионально-педагоги ческой деятельности
Под функцией профессионально-педагогической деятельности понимается однородная по содержанию группа устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для данной категории профессионально-педагогических работников (табл. 2).
Таблица 2
Виды и характеристика функций профессионально-педагогической деятельности
Функция | Характеристика функции | |
1 | 2 | |
Обучающая | Формирование у обучаемых системы профессиональных знаний, умений и навыков. Деятельность преподавателя общепрофессионального цикла направлена в основном на формирование профессионально-технологических знаний и умений; у мастера производственного цикла – на формирование профессиональных умений и навыков | |
Воспитательная | Социально-профессиональное воспитание учащихся (социально-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое совершенствование). При этом основное – это формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивости положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности | |
Развивающая | Психическое развитие личности учащихся: их сенсомотор-ной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Помимо психического развития перед педагогом стоит сложная задача формирования профессионально важных качеств личности | |
Производственно-технологическая | У мастера производственного обучения эта функция сводится к выполнению несложного ремонта, наладки и настройки производственно-технических средств, разработке технической и технологической документации, руководству техническим творчеством. У преподавателя она состоит в наладке учебно-демонстрационного оборудования, выполнении расчетно-аналитических работ, рационализаторстве, демонстрации рабочих приемов и операций в процессе теоретического обучения | |
Организаторская | Осуществляется при проведении уроков, организации познавательной деятельности учащихся, управлении группой во внеурочное время, организации общественно-полезного труда, режима труда и отдыха учащихся | |
Диагностическая | Диагностика и коррекция знаний, умений, навыков, поведения, профессиональной пригодности и готовности. Диагностику нужно проводить в очень короткие сроки. Она важна по нескольким причинам: во-первых, в профессиональной школе большое число подростков с отклонениями в психике и поведении; во-вторых, у многих учащихся не сформированы познавательные потребности и способы учебных действий (они пришли в училище «получать профессию, а не учиться») |
Виды профессионально-педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообразно было бы выделить еще методическую и производственно-технологическую работу (табл. 3).
Таблица 3
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий