Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет
Данный тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов:
субтест I - исследование дифференциации существенных признаков предметов и отвлечении от несущественных, а также запаса знаний испытуемого;
субтест II - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;
субтест III - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
субтест IV - выявление умения обобщать.
Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждении при помощи дополнительных вопросов.
Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.
Текст методики
I. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
У сапога есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
В теплых краях обитает ... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
В году ... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
Месяц зимы ... ( сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
Вода всегда ... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
У дерева всегда есть ... (листья, цветы, плоды, корень, тень).
Город Украины...(Париж, Киев, Лондон, Варшава, София).
ІІ. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить:
тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;
река, озеро, море, мост, болото;
кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата;
Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса;
тополь, береза, орешник, липа, осина;
окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат;
Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей;
курица, петух, лебедь, гусь, индюк;
число, деление, вычитание, сложение, умножение;
веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
III. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например, лес / деревья). Справа - одно слово над чертой (например, библиотека) и пять слов под чертой (например, сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья).
Примеры:
лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги,
бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.
Значит, нужно сначала установить, какая связь существует между словами слева, а затем - справа:
1. огурец = ____________георгин
овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. учитель = ___________ врач_____________________
ученик кочки, больные, палата, больной, термометр
3. огород = ______________сад ________
морковь забор, яблоня,колодец,скамейка, цветы
4. цветок = птица
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. перчатка = сапог
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
6. темный = мокрый _________
светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. часы = ____________термометр
время стекло, температура, кровать, больной, врач
машина = лодка _____________
мотор река, моряк, болото, парус, волна
стул = игла
деревянный, острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
стол = _______пол _________________
скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
IV. Эти пары слов можно обозначить одним названием, например: брюки, платье ... - одежда; треугольник, квадрат ... - фигура. Придумай название к каждой паре:
метла, лопата ... 6) шкаф, диван…
окунь, карась ... 7) день, ночь ...
лето, зима ... 8) слон, муравей
огурец, помидор ... 9) июнь, июль ...
сирень, шиповник... 10) дерево, цветок
Оценка и интерпретация результатов (по Л. И. Переслени)
Субтест I
Если ответ на первое задание правильный, спрашивают:
«Почему не шнурок?» При правильном объяснении оценка равняется 1 баллу, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для решения 6-й и 10-й проб того же субтеста. При решении следующих проб субтеста I уточняющие вопросы не задаются.
Субтест II
Если ответ на первое задание правильный, уточняют: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10-й проб дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8-й пробы субтеста II дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».
Субтест III
За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки -0,5 балла.
Субтест IV
При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении субтестов III и IV уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР (задержкой психического развития) относится обследуемый.
Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле
ОУ = Х х 100%
40
где X - сумма баллов, полученных испытуемым.
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):
4-й уровень успешности - 32 балла и более (80 - 100% ОУ);
3-й уровень - 31,5-26,0 балла (79,9-65%);
2-й уровень - 25,5-20,0 балла (64,9-50%);
1-й уровень - 19,5 балла и менее (49,9% и ниже).
Оценка успешности:
В этом возрасте нормально развивающиеся дети имеют 32 балла.
Норматив
Обследуемые дети | Возраст детей | субтесты | Общее число баллов | Оценка успешности % | |||
І | ІІ | ІІІ | ІУ | ||||
ЗПР | 8 -10 лет | 5,2 | 7,1 | 5,6 | 7,7 | 25,6 | 64% |
норма | 8 -10 лет | 7,8 | 8,5 | 7,4 | 8,3 | 32 | 80% |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
- Оглавление
- Глава 1. Нарушения развития, их виды, причины. Общие закономерности отклоняющегося развития
- Педагогическая типология развития, отклоняющегося от нормы. Закономерности психического развития детей с дизонтогениями
- 1.2. Причины психофизических дефектов у детей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 1.3. Отношение общества и государства к детям с нарушениями развития
- Глава 2.
- 2.2 Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
- 2.3. Речевые нарушения, особенности психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи
- 2.4. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата и их влияние на психическое развитие ребенка
- Глава 3 психическое развитие детей в условиях дизонтогений, протекающих по типу ретардации
- 3.1. Особенности психического развития умственно отсталых детей
- 3.2. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
- Глава 4
- 4.2. Психолого-педагогические подходы к проблеме обучения и воспитания слепоглухих детей
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 5.
- 5.2. Дети с дисгармоничным складом личности, особенности их поведения
- Глава 6. Психологическая диагностика нарушений развития у детей
- 6.1. Общие требования к процедуре и организации обследования детей с дизонтогениями
- 6.2. Методики, используемые при диагностике детей с дизонтогениями.
- 6.3. Нейропсихологические методики при обследовании детей с дизонтогениями
- 6.4. Рекомендации по психологическому изучению детей младенческого, раннего и дошкольного возраста
- Изучение детей первого года жизни
- Изучение детей дошкольного возраста
- Вопросы и задания для самоконтроля
- 6.5. Диагностический инструментарий для психолого-педагогического обследования детей с дизонтогениями
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература:
- Психологическое обследование
- Логопедическое обследование
- Психологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста
- Исследование мышления
- Диагностические задания для исследования конструктивного праксиса
- Задание со строительным конструктором
- Задания на конструирование из палочек
- 5 Баллов
- 4 Балла
- 3 Балла
- 2 Балла
- Исследование восприятия
- Диагностические задания для исследования восприятия
- Исследование памяти
- Исследование речи
- Уровни понимания речи
- Перечень диагностических заданий для исследования речи
- Обследование экспрессивной речи
- Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет
- Модифицированная нейропсихологическая методика для обследования старших дошкольников Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
- Исследование слухового гнозиса
- Исследование пространственного восприятия
- Оценка результатов:
- Конструктивный праксис
- Оценка результатов:
- Исследование движений и действий
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Исследование памяти
- Оценка результатов:
- Исследование речи
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Исследование импрессивной речи
- Исследование мышления. Исследование наглядно-действенных форм мышления
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- Оценка результатов:
- График структуры дефекта психического развития
- Параметры обследования:
- Речевая карта
- Словарь
- Грамматический строй речи
- Состояние артикуляционного аппарата
- Складывание пирамидки
- Складывание разрезных картинок
- «Почтовый ящик»
- «Доски Сегена»
- «Сюжетные вкладки»
- Методика Кооса
- Установление последовательности событий
- Классификация предметов
- «Отыскивание чисел»
- Проба на совмещение признаков (по в. М. Когану)
- Заучивание 10 слов
- Опосредствованное запоминание (по а. Н. Леонтьеву)
- Пиктограмма
- Шкала навыков самообслуживания, необходимых для социальной адаптации
- Социальные навыки
- Трудовые навыки
- Отдых и развлечения
- Дактильная азбука (российский вариант)
- Шкала Апгар