Процесс проектирования модели личности профессионала
2) операционные функции (производственно-технологическая, организаторская, диагностическая, методическая).
Содержание этих функций раскрыто в первой главе настоящего пособия. Объекты и формы проектирования функций профессионально-педагогической деятельности представлены в таблице 2.
В содержании профессионально-педагогической деятельности исследователи выделяют следующие виды:
диагностика профессиональной направленности, обучаемости, обученностии воспитанности;
проектирование профессионально-образовательного процесса;
Таблица 2
Объекты и формы проектирования функций профессионально-педагогической деятельности
Функции профессионально-педагогической деятельности | Объекты проектирования | Формы проекти рова ния |
1 | 2 | 3 |
Обучающая функция
| Общеобразовательный, общекультурный, общепрофессиональный, предметный циклы дисциплин. Теоретическое и практическое обучение | Государственные образовательные стандарты. Учебные планы и программы |
Воспитывающая функция | Учебная деятельность обучающихся. Внеучебная деятельность обучающихся | Концепции, комплексные планы воспитательной работы. Рабочие программы. Планы учебных занятий. Планы работы кружков, клубов по интересам и др. |
Развивающая функция | Потребностно-мотива-ционная, когнитивная, эмоционально-волевая, операционно-практиче-ская сферы личности | Те же |
Производственно-технологическая функция | Учебно-материальная база | Должностные инструкции. Квалификационные характеристики. П рофессиогра м м ы |
Организаторская функция | Учебно-познавательная, научно-исследовательская, трудовая, досуговая и другие виды деятельности обучающихся
| Индивидульные учебные планы преподавателей
|
Диагностическая функция
| Уровень общего и профессионального развития обучающихся. Образовательный процесс в профессиональном заведении
| Диагностические карты, профессионально-педагогические характеристики обучающихся
|
Методическая функция
| Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении
| Учебные и рабочие планы. Планы работы методических объединений кафедр, факультетов
|
профессиональное обучение и социально-профессиональное воспитание;« внеучебная воспитательная работа;
производственно-технологическая деятельность;
повышение уровня профессионально-педагогического образования и мастерства;
инновационная деятельность.
Формами проектирования функций и видов профессионально-педагогической деятельности являются уставы, планы работы образовательных учреждений и их подразделений, поурочные планы преподавателей и мастеров производственного обучения.
Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия
В современном образовании педагогическое взаимодействие должно быть личностно-ориентированным, способствующим развитию обучаемых и придающим процессу обучения характер сотрудничества. Функциии педагогического взаимодействия – мотивационная, образовательная, развивающая и фасилитационная.
Мотивационная функция – это создание условий для развития учебно-профессиональной мотивации. Образовательная функция связана с обеспечением единства обучения и воспитания в образовательном процессе. Развивающая функция предполагает развитие личности посредством научно организованного обучения и воспитания.
Большая роль в профессионально-педагогическом взаимодействии отводится фасилитационной функции, которая означает усиление продуктивности образования и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого, индивидуального стиля их общения и личности педагога.
Обучение становится средством личностного роста обучаемых и педагогов, содействующим процессу их психического развития. Педагог создает условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизации любознательности и познавательной активности.
Педагог профессионального обучения должен уметь проектировать средства реализации функций профессионально-педагогического взаимодействия. Необходимо проектировать технологии реализации перцептивной, коммуникативной и интерактивной функций личностно-ориентированного общения, опираясь на следующие принципы:
обеспечение сотрудничества субъектов образовательного процесса;
построение общения на паритетных началах;
признание за каждым участником права на собственную позицию и мнение;
признание каждого субъекта общения индивидуальной и уникальной личностью;
открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний;
фасилитационная организация пространства общения.
Важными составляющими педагогического взаимодействия являются педагогические ситуации. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных ситуаций, в которых участвуют педагоги и воспитанники. Есть разные способы классификации педагогических ситуаций:
по месту возникновения (на занятиях, дома, в общежитии и т. д.);
по степени проектности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные);
по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
по степени управляемости (управляемые, неуправляемые, стихийные);
по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
по содержанию (проблемные, политехнические, производственно-технологические, воспитательные, дидактические).
Этапами проектирования педагогических ситуаций являются: анализ условий обучения и воспитания; отбор ситуаций; использование ситуаций в образовательном процессе.
Проектирование ситуаций осуществляется в форме конспекта занятия, методических карточек, рисунков, фотографий и т. д.
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий