logo search
Общая и профессиональная педагогика

Процесс проектирования модели личности профессионала

2) операционные функции (производственно-технологическая, организаторская, диагностическая, методическая).

Содержание этих функций раскрыто в первой главе настоящего пособия. Объекты и формы проектирования функций профессионально-педагогической деятельности представлены в таблице 2.

В содержании профессионально-педагогической деятельности исследователи выделяют следующие виды:

Таблица 2

Объекты и формы проектирования функций профессионально-педагогической деятельности

Функции профессионально-педагогической деятельности

Объекты проектирования

Формы проекти рова ния

1

2

3

Обучающая функция

Общеобразовательный, общекультурный, общепрофессиональный,

предметный циклы дисциплин. Теоретическое и практическое обучение

Государственные образовательные стандарты. Учебные

планы и программы

Воспитывающая функция

Учебная деятельность обучающихся. Внеучебная деятельность обучающихся

Концепции, комплексные планы воспитательной работы. Рабочие программы. Планы учебных занятий. Планы работы кружков, клубов по интересам и др.

Развивающая функция

Потребностно-мотива-ционная, когнитивная, эмоционально-волевая, операционно-практиче-ская сферы личности

Те же

Производственно-технологическая функция

Учебно-материальная база

Должностные инструкции. Квалификационные характеристики. П рофессиогра м м ы

Организаторская функция

Учебно-познавательная, научно-исследовательская, трудовая, досуговая и другие виды деятельности обучающихся

Индивидульные учебные планы преподавателей

Диагностическая функция

Уровень общего и профессионального развития обучающихся. Образовательный процесс в профессиональном заведении

Диагностические карты, профессионально-педагогические характеристики обучающихся

Методическая функция

Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении

Учебные и рабочие планы. Планы работы методических объединений кафедр, факультетов

Формами проектирования функций и видов профессионально-педагогической деятельности являются уставы, планы работы образовательных учреждений и их подразделений, поурочные планы преподавателей и мастеров производственного обучения.

Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия

В современном образовании педагогическое взаимодействие должно быть личностно-ориентированным, способствующим развитию обучаемых и придающим процессу обучения характер сотрудничества. Функциии педагогического взаимодействия – мотивационная, образовательная, развивающая и фасилитационная.

Мотивационная функция – это создание условий для развития учебно-профессиональной мотивации. Образовательная функция связана с обеспечением единства обучения и воспитания в образовательном процессе. Развивающая функция предполагает развитие личности посредством научно организованного обучения и воспитания.

Большая роль в профессионально-педагогическом взаимодействии отводится фасилитационной функции, которая означает усиление продуктивности образования и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого, индивидуального стиля их общения и личности педагога.

Обучение становится средством личностного роста обучаемых и педагогов, содействующим процессу их психического развития. Педагог создает условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизации любознательности и познавательной активности.

Педагог профессионального обучения должен уметь проектировать средства реализации функций профессионально-педагогического взаимодействия. Необходимо проектировать технологии реализации перцептивной, коммуникативной и интерактивной функций личностно-ориентированного общения, опираясь на следующие принципы:

Важными составляющими педагогического взаимодействия являются педагогические ситуации. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных ситуаций, в которых участвуют педагоги и воспитанники. Есть разные способы классификации педагогических ситуаций:

Этапами проектирования педагогических ситуаций являются: анализ условий обучения и воспитания; отбор ситуаций; использование ситуаций в образовательном процессе.

Проектирование ситуаций осуществляется в форме конспекта занятия, методических карточек, рисунков, фотографий и т. д.