§ 1. Теоретические основы педагогического проектирования
Сущность и функции педагогического проектирования
Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания, где он означает «создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано». Необходимость проектирования педагогической деятельности появилась в связи с усложнением и расширением ее содержания.
Теория и практика педагогического проектирования имеет свою историю и свои источники. Ее начало было положено в конструкторских дисциплинах – теории
решений, сетевом планировании, эргономике, технической эстетике и других, построенных по схеме «человек – техника – цель».
Другим источником педагогического проектирования является сама педагогика. Проблем проектирования касались многие известные педагоги. Так, А.С. Макаренко был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры1. В.А. Сухомлинский в понятие «проектирование» вкладывал умение выстраивать педагогический процесс. В.В. Краев-ский утверждает, что вся научная работа в области педагогики в известном смысле есть работа по обоснованию педагогических проектов, составляющей которой является педагогическое проектирование.
В настоящее время под педагогическим проектированием понимается компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития.
Педагогическое проектирование является не менее значимой функцией педагога наряду с организаторской, гностической, коммуникативной и др. По данным исследования, на выполнение проектирования педагог профессионального обучения затрачивает около 28 % своего рабочего времени2.
Функции педагогического проектирования разнообразны (схема 1). Оно позволяет осуществлять педагогический процесс на основе современных технологий и тем самым повышать его эффективность. Благодаря проектированию образовательный процесс становится более технологичным. Овладение процессом проектирования помогает педагогу не только изменять устаревшие, но и создавать новые технологии.
Схема 1
Педагогические проекты (прежде всего, модели) – это эффективное средство научного познания педагогической деятельности путем сравнения идеальной модели с педагогической практикой. На основе проектирования можно дать научно обоснованный прогноз развития образовательного процесса в будущем. Проектирование служит связующим звеном между педагогической теорией и практикой. Оно позволяет рационально использовать все средства образовательного процесса, в том числе и интеллектуальный потенциал педагога. Основой для педагогического проектирования служит педагогическая теория; в свою очередь, проекты позволяют совершенствовать педагогическую практику.
Объекты педагогического проектирования
Кратко охарактеризуем объекты педагогического проектирования по степени их сложности (схема 2).
Схема 2
Основные объекты педагогического проектирования
Педагогические системы как объекты проектирования – это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов: педагоги, обучающиеся, материально-технические предметы, процессы и др. Исходя из их масштабов, выделяют следующие виды педагогических систем:
малые – подсистемы образовательного учреждения: учебная, воспитательная, методическая и др.;
средние – деятельность образовательного учреждения в целом;
большие – система образования города, района, области;
супербольшие – системы образования регионов, республик, стран.
К особым педагогическим системам относятся субъекты образовательного процесса. Ведущим звеном в педагогической системе является личность воспитанника.
Педагогический процесс проектируется с целью объединить в единое целое задачу, содержание, методы, формы, средства, способствующие развитию воспитанников и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация как объект проектирования существует в рамках педагогического процесса и является составной частью этого процесса, характеризующей его состояние в определенный момент. Педагогические ситуации могут возникать случайно или конструироваться специально. Проектируются они с целью конкретизации педагогического процесса с учетом реальных условий.
Педагогические технологии, являясь объектом проектирования, определяют последовательность действий педагога с использованием различных методов, форм и средств.
Проектирование образовательно-пространственной среды осуществляется для создания новых типов учебных помещений, их оборудования и оформления.
Технология педагогического проектирования
Проектирование педагогических систем, процессов и технологий – сложная и многоступенчатая деятельность. B.C. Безрукова выделяет три этапа педагогического проектирования (схема З).
Схема 3 Этапы педагогического проектирования
Педагогическое моделирование – это разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала. Модели бывают описательными, графическими или гипотетическими. В них отражаются педагогические цели, задачи, условия эффективности, структурные компоненты объекта, способы его функционирования.
Следующий этап проектирования – это создание проекта. На этом этапе модель доводится до уровня ее использования в педагогической деятельности.
Третий этап проектирования – конструирование – еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям. На этом этапе решаются в основном методические задачи.
Основными принципами педагогического проектирования являются:
принцип личностных приоритетов, т. е. ориентация на личность воспитанника, учет его интересов, способностей и возможностей. В проекте должныбыть реализованы такие общепедагогические принципы, как природосооб-разность и гуманность;
принцип саморазвития, который означает создание педагогических объектовдинамичными, гибкими и способными к изменениям;
принцип реальности означает проектирование таких объектов, которые можно реально воплотить на практике.
В процессе проектирования педагог совершает определенные действия (табл. 1)!.
Таблица 1
Порядок действий при педагогическом проектировании
Этапы работы | Действия |
1 | 2 |
Подготовительная работа | 1. Анализ объекта проектирования |
| 2 Выбор формы проектирования |
| 3. Теоретическое обеспечение проектирования |
| 4. Методическое обеспечение проектирования |
| 5. Пространственно-временное обеспечение проектирования |
| 6. Материально-техническое обеспечение проектирования |
| 7. Правовое обеспечение проектирования |
Разработка проекта | 8. Выбор системообразующего фактора |
| 9. Установление взаимозависимости компонентов |
| 10. Написание проектной документации |
Проверка качества проекта | 1 1 . Мысленное экспериментирование применения проекта |
| 12. Экспертная оценка проекта |
| 13. Корректировка проекта |
| 14. Принятие решения об использовании проекта |
Анализ объекта проектирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур, состояния каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа с точки зрения требований к объекту выявляются слабые стороны и недостатки проекта. Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап избран и какое их количество предстоит пройти. Любая форма проектирования должна быть целесообразной, соответствующей особенностям и возможностям учащихся и педагогов.
Теоретическое обеспечение проектирования – это поиск информации: а) о деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов, а также того или иного решения педагогических ситуаций.
Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т. д.
В процессе проектирования следует добиваться достаточно полной материально-технической обеспеченности педагогических систем, процессов, ситуаций, концентрации их на главных направлениях деятельности, мобильного использования средств, их рационального сочетания, взаимозаменяемости, взаимодействия.
Правовое обеспечение проектирования – это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций.
Использование системообразующего фактора необходимо для создания целостного проекта, обеспечения взаимосвязи всех его составных частей. Установление взаимозависимости компонентов является центральной процедурой проектирования.
Составление проектного документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма.
Мысленное экспериментальное применение проекта – это проигрывание в уме созданного проекта в действии. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, влияние на участников и последствия этого влияния.
Экспертная оценка – это проверка созданного проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью такой экспертизы создается независимая характеристика проекта.
Корректировка проекта производится после экспериментирования и широкой экспертной оценки.
Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описываются с разной степенью точности создание и действие объектов проектирования. Основные формы педагогического проектирования:
квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы,учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции;
расписания, графики учебного процесса и контроля, требования к урокам,научно-тематические планы, планы и конспекты уроков, сценарии, моделинаглядных пособий, учебники, учебные пособия, методические рекомендации;
правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы,планы кружков, секций и др.
Результатом педагогического проектирования является педагогический проект, который может быть представлен в виде педагогической системы, системы управления образованием, теоретической модели педагогического процесса, системы методического обеспечения педагогического процесса и др.
Процесс проектирования представляет собой деятельность по созданию проекта, которая называется проектировочной деятельностью. Психологическими компонентами этой деятельности являются потребность, мотив, цель, объект, средства, результат. Чтобы успешно осуществлять проектировочную деятельность, педагогу нужно обладать проектным мышлением, т. е. уметь видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической деятельности. Мышление современного педагога должно быть гибким, критичным, динамичным, способным к саморазвитию, открытым новому, способным находить нестандартные решения и варианты. Вместе с тем новое педагогическое мышление – это мышление технологическое, направленное на проектирование педагогических объектов.
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий