1.2 Место методики развития речи в системе психолого-педагогических наук
1. Психологические основы методики развития речи дошкольников.
2. Лингвистические основы методики развития речи дошкольников.
3. Связь методики развития речи с естественными и педагогическими науками.
1. Психологическую основуметодики развития речи составляет теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина. Речевая деятельность рассматривается как целенаправленный процесс принятия и передачи сообщений посредством языка в определенной коммуникативной ситуации.
Как и любой другой деятельности, речевой деятельности присущи такие компоненты, как действие, мотив, цель, результат. Речевое действие начинается с намерения, с мотива высказывания, возникающего на фоне потребности в общении. Речевое действие всегда совершается с какой – то целью: эмоциональное воздействие на слушателя, передача информации. Говорящий стремится достичь определенного результата – реакции собеседника. Поэтому речевая деятельность носит ответно активный характер. Речевое действие состоит из отдельных операций: выбора слов, способов связи слов во фразы и предложения, связи предложений в развернутое высказывание. Таким образом, развитие речи дошкольников представляет собой накопление речевых умений и навыков и овладение системой языка, т.е. системой средств и способов передачи отношений и явлений окружающего мира.
Природу языковых явлений в деятельности изучает психолингвистика. Процесс развития речи включает обучение речевой деятельности, т.е. обучение умению выполнять определенные действия и операции. В результате правильного выполнения речевых операций формируются речевые навыки. Для полноценного развития речи необходимо создавать условия для возникновения мотива речевой деятельности, побуждающей детей к активной речи. Коммуникативно-деятельностная сторона речи заключается в том, что речь всегда связана с другими видами деятельности: интеллектуальной или практической. Процесс усвоения языка является творческой деятельностью. Ребенок не только воспринимает слова, но и усваивает принципы формирования языка на основе языковой способности.
Языковая способность– это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.
Речевой навыкопределяется как речевое действие, достигшее совершенства, способность совершать оптимальным способом ту или иную операцию. Речевые навыки бывают внешние (произношение слов, звуков, фраз, интонации) и внутренние (выбор слов, грамматических форм, построение предложений).
Речевое умение– способность комбинировать, варьировать и переносить языковые единицы в любые ситуации общения.
Различают 4 вида речевых умений:
- говорить, т.е. излагать свои мысли в разной форме;
- аудировать, т.е. понимать звуковую форму речи;
- писать, т.е. излагать свои мысли в письменной речи;
- читать, т.е. воспроизводить речь по графическим изображениям.
Методика развития речи дошкольников включает овладение первыми двумя речевыми умениями.
2. Лингвистическая основа методики развития речи базируется на учении о языке как о знаковой системе. В языкознании рассматривают язык, прежде всего, как единую систему, включающую в себя фонетический, лексический и грамматический компоненты. Соответственно, методика развития речи дошкольников предполагает следующие направления работы: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматической стороны речи и развитие связной речи.
Развитие связной (диалогической и монологической) речи является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно включает развитие умений строить речевые высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, коммуникативная направленность, логика изложения, структура и определенная организация языковых средств.
Развитие связной речи опирается на освоение всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Фонетическая сторона речи развивается в процессе воспитания звуковой культуры речи дошкольников. Данное направление включает формирование правильного произношения всех звуков родного языка (согласно нормам орфоэпии) и развитие навыков выразительности речи (овладение темпом, силой голоса, дикцией, мелодикой речи и различными интонациями).
В лексической работе большое внимание уделяют обогащению количественного состава словаря дошкольников и развитию семантической стороны словаря (понимание и употребление детьми обобщающих слов, многозначных слов, синонимов, антонимов, образных выражений).
Формирование грамматического строя речи включает три основных направления:
- развитие морфологической стороны речи (умение согласовывать слова во фразах и предложениях в роде, числе, падеже и др.);
- развитие синтаксической стороны речи (умение строить предложения разного типа);
- развитие навыков словообразования (умение детей образовывать новые слова разными способами).
Обучение языку рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком разнообразными лингвистическими навыками), но и в сфере общения детей со взрослыми и со сверстниками (овладение коммуникативными умениями). Поэтому важным направлением является и формирование культуры речи и общения.
5. Теория и методика развития речи связана с другими науками. Изучение закономерностей и особенностей детской речи опирается на данные следующих наук:
Наука | Разделы науки |
Языкознание | Фонетика. Орфоэпия. Лексикология. Грамматика. Морфология. Синтаксис |
Психолингвистика | Функции языка. Язык и речь. |
Физиология | Физиологические механизмы речи. Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах. |
Анатомия | Строение и функции речевых органов. Артикуляционный аппарат. Речевые центры коры головного мозга. |
Психология | Язык и мышление. Роль обучения и воспитания в умственном развитии ребенка. Учение Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития». Возрастные особенности психических процессов и свойств личности дошкольника. |
История педагогики | Вопросы развития речи детей в трудах зарубежных и отечественных педагогов. |
Дошкольная педагогика
| Общие положения дидактики (принципы, условия, средства, методы и приемы обучения). Методическая работа в дошкольном учреждении. Планирование и учет учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении. Формы и методы педагогического просвещения родителей. |
Культура речи | Все разделы |
Литература
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.
3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
- Часть 1
- В.Н. Смаль
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы 53
- 1 Теоретические основы методики развития речи
- 1.1 Введение в курс «Теория и методика развития речи»
- 1.2 Место методики развития речи в системе психолого-педагогических наук
- 1.3 Особенности развития речетворческой системы дошкольников
- 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе
- 1.5 Становление методики развития речи как науки.
- 1.6 Вклад к.Д. Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку
- 1.7 Роль е.И. Тихеевой в создании методики развития речи детей в условиях детского сада
- 1.8 Основные направления современных исследований детской речи
- 1.9 Психолого-педагогические основы программы речевого развития дошкольников
- 1.10 Методы научного исследования развития речи
- 1.11 Общение как фактор овладения родным языком
- 2 Развитие связной речи дошкольников
- 2.1 Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи
- 2.2 Виды детских рассказов и приемы обучения дошкольников рассказыванию
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы формирования связной речи детей
- 2.4 Обучение дошкольников рассказыванию на наглядной основе
- 2.5 Методика обучения детей составлению рассказов по картинам
- 2.6 Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений
- 2.7 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников творческому рассказыванию
- 2.8 Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок
- Психолого-лингвистические основы моделирования как метода развития связной речи дошкольников
- Методика использования схем и моделей в обучении детей связной речи
- 2.11 Диагностика уровня развития связной речи дошкольников
- 3 Развитие словаря дошкольников
- 3.1 Теоретические основы развития словаря детей
- Развитие словаря детей раннего возрастана основе ознакомления с предметами и явлениями
- 3.3 Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов
- 3.4 Формирование обобщающих понятий в словаре детей
- 3.5 Роль фольклора в обогащении словаря детей
- Развитие речи детей в процессе обучения разгадыванию и составлению загадок
- Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром
- 3.8 Использование дидактических игр и упражнений в процессе развития словаря детей
- 3.9 Диагностика уровня развития словаря дошкольников
- СпИсок литературы