logo search
книга мельник

1.2 Место методики развития речи в системе психолого-педагогических наук

1. Психологические основы методики развития речи дошкольников.

2. Лингвистические основы методики развития речи дошкольников.

3. Связь методики развития речи с естественными и педагогическими науками.

1. Психологическую основуметодики развития речи составляет теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина. Речевая деятельность рассматривается как целенаправленный процесс принятия и передачи сообщений посредством языка в определенной коммуникативной ситуации.

Как и любой другой деятельности, речевой деятельности присущи такие компоненты, как действие, мотив, цель, результат. Речевое действие начинается с намерения, с мотива высказывания, возникающего на фоне потребности в общении. Речевое действие всегда совершается с какой – то целью: эмоциональное воздействие на слушателя, передача информации. Говорящий стремится достичь определенного результата – реакции собеседника. Поэтому речевая деятельность носит ответно активный характер. Речевое действие состоит из отдельных операций: выбора слов, способов связи слов во фразы и предложения, связи предложений в развернутое высказывание. Таким образом, развитие речи дошкольников представляет собой накопление речевых умений и навыков и овладение системой языка, т.е. системой средств и способов передачи отношений и явлений окружающего мира.

Природу языковых явлений в деятельности изучает психолингвистика. Процесс развития речи включает обучение речевой деятельности, т.е. обучение умению выполнять определенные действия и операции. В результате правильного выполнения речевых операций формируются речевые навыки. Для полноценного развития речи необходимо создавать условия для возникновения мотива речевой деятельности, побуждающей детей к активной речи. Коммуникативно-деятельностная сторона речи заключается в том, что речь всегда связана с другими видами деятельности: интеллектуальной или практической. Процесс усвоения языка является творческой деятельностью. Ребенок не только воспринимает слова, но и усваивает принципы формирования языка на основе языковой способности.

Языковая способность– это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навыкопределяется как речевое действие, достигшее совершенства, способность совершать оптимальным способом ту или иную операцию. Речевые навыки бывают внешние (произношение слов, звуков, фраз, интонации) и внутренние (выбор слов, грамматических форм, построение предложений).

Речевое умение– способность комбинировать, варьировать и переносить языковые единицы в любые ситуации общения.

Различают 4 вида речевых умений:

- говорить, т.е. излагать свои мысли в разной форме;

- аудировать, т.е. понимать звуковую форму речи;

- писать, т.е. излагать свои мысли в письменной речи;

- читать, т.е. воспроизводить речь по графическим изображениям.

Методика развития речи дошкольников включает овладение первыми двумя речевыми умениями.

2. Лингвистическая основа методики развития речи базируется на учении о языке как о знаковой системе. В языкознании рассматривают язык, прежде всего, как единую систему, включающую в себя фонетический, лексический и грамматический компоненты. Соответственно, методика развития речи дошкольников предполагает следующие направления работы: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматической стороны речи и развитие связной речи.

Развитие связной (диалогической и монологической) речи является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно включает развитие умений строить речевые высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, коммуникативная направленность, логика изложения, структура и определенная организация языковых средств.

Развитие связной речи опирается на освоение всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Фонетическая сторона речи развивается в процессе воспитания звуковой культуры речи дошкольников. Данное направление включает формирование правильного произношения всех звуков родного языка (согласно нормам орфоэпии) и развитие навыков выразительности речи (овладение темпом, силой голоса, дикцией, мелодикой речи и различными интонациями).

В лексической работе большое внимание уделяют обогащению количественного состава словаря дошкольников и развитию семантической стороны словаря (понимание и употребление детьми обобщающих слов, многозначных слов, синонимов, антонимов, образных выражений).

Формирование грамматического строя речи включает три основных направления:

- развитие морфологической стороны речи (умение согласовывать слова во фразах и предложениях в роде, числе, падеже и др.);

- развитие синтаксической стороны речи (умение строить предложения разного типа);

- развитие навыков словообразования (умение детей образовывать новые слова разными способами).

Обучение языку рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком разнообразными лингвистическими навыками), но и в сфере общения детей со взрослыми и со сверстниками (овладение коммуникативными умениями). Поэтому важным направлением является и формирование культуры речи и общения.

5. Теория и методика развития речи связана с другими науками. Изучение закономерностей и особенностей детской речи опирается на данные следующих наук:

Наука

Разделы науки

Языкознание

Фонетика. Орфоэпия. Лексикология. Грамматика. Морфология. Синтаксис

Психолингвистика

Функции языка. Язык и речь.

Физиология

Физиологические механизмы речи. Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах.

Анатомия

Строение и функции речевых органов. Артикуляционный аппарат. Речевые центры коры головного мозга.

Психология

Язык и мышление. Роль обучения и воспитания в умственном развитии ребенка. Учение Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития». Возрастные особенности психических процессов и свойств личности дошкольника.

История педагогики

Вопросы развития речи детей в трудах зарубежных и отечественных педагогов.

Дошкольная педагогика

Общие положения дидактики (принципы, условия, средства, методы и приемы обучения). Методическая работа в дошкольном учреждении. Планирование и учет учебно-воспитательной работы в дошкольном учреждении. Формы и методы педагогического просвещения родителей.

Культура речи

Все разделы

Литература

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.

3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.