Профессиональное образование
В Российской Федерации происходят глубокие изменения в профессиональной подготовке лиц со слуховыми дефектами, обусловленные изменениями социально-экономических условий жизни страны, достижениями науки, техники и современных технологий. В новой ценностно-смысловой парадигме общества профессиональное образование рассматривается как основа повышения социального статуса и защищенности инвалидов по слуху. Оно обеспечивает им реализацию равных возможностей и содействует полноценному участию в жизни страны. При этом исключается необходимость получения ими различных социальных пособий. Чем выше уровень профессионального образования, тем выше конкурентоспособность людей, имеющих нарушения слуха, на рынке труда.
Профессиональное образование лиц, имеющих нарушения слуха, предполагает решение комплекса задач.
Помощь в удовлетворении потребностей в образовании как общечеловеческой ценности.
Обеспечение возможности профессиональной реабилитации через овладение профессионально-образовательными программами того или иного уровня, составленными в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессионального образования.
Содействие успешности овладения будущей профессиональной деятельностью на основе включения в образовательный процесс мер реабилитации (медицинской, социальной, психологической, педагогической).
Помощь в формировании грамотной, культурной и активной личности, способной адаптироваться в постоянно меняющемся мире.
Овладение профессионально-образовательными программами того или иного уровня осуществляется в различных формах. Ведущие среди них — специализированные учебные заведения для лиц с нарушенным слухом, создание отдельных групп для таких учащихся в профессиональных учреждениях общего назначения и индивидуальное образование в общей группе со слышащими.
Профессиональная реабилитация и эффективная трудовая занятость лиц с нарушенным слухом в условиях рыночной экономики составляют неотъемлемую основу их жизнеобеспечения. Трудоустройство в соответствии с полученной специальностью и квалификацией рассматривается как залог материальной независимости, повышения социального статуса и интеграции в социум-В последние годы по конкурентоспособности молодежь со слуховыми дефектами заметно уступает слышащим, что обусловливает трудности их трудоустройства и необходимость переквалифика-
ции. Руководители предприятий, где работают люди со слуховыми дефектами, сокращают их чаще, чем слышащих. Значительное их число трудятся на производстве, не требующем высокой квалификации, доля которого в современной экономике постепенно сокращается. Анализ современного состояния трудоустройства (А.И.Абрамов, 1993) подтверждает, что 90% от общего числа лиц со слуховыми дефектами трудятся без предварительной подготовки в горячих, шумных, вредных производствах; 85 —90 % из них имеют начальное и основное общее образование. Выпускники профессиональных образовательных учреждений, прошедшие курс обучения совместно со слышащими, имеют занятость, превышающую 60 %. Перечисленные факты подтверждают необходимость получения молодежью со слуховыми дефектами профессионального образования более высокого уровня.
Однако в условиях современного социального развития трудоустройство людей с нарушенным слухом зависит не только от уровня их профессиональной подготовки, но и от ряда взаимообусловленных факторов. Прежде всего от их личной позитивной социально-психологической ориентации на профессионально-трудовую деятельность, участие в которой оценивается ими как важная жизненная цель, затем от правового регулирования проблем трудоустройства и, наконец, от нормативного регулирования взаимоотношений многих вовлеченных в этот процесс общественных, производственных и правовых организаций — органов социальной защиты и здравоохранения, общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений, служб занятости, производственных предприятий и конкретных работодателей.
Государственные органы и общественные организации с помощью средств массовой информации укрепляют в сознании инвалидов по слуху ценность самостоятельного жизнеобеспечения, осуществляют контроль за соблюдением правовых и этических норм, определяющих их включенность в процессы жизнеобеспечения. Особое место отводится гарантиям трудовой занятости людей, имеющих нарушения слуха. Среди них можно назвать такие, как проведение льготной финансово-кредитной политики, способствующей созданию специальных рабочих мест на предприятиях общего типа и на специализированных предприятиях различных форм собственности, использующих труд инвалидов по слуху. Устанавливаются квоты для их приема на работу, практикуется резервирование отдельных видов работ и профессий, наиболее подходящих для трудоустройства инвалидов, а также стимулирование работодателей в создании для них дополнительных рабочих мест. В последние годы в целях гарантии трудовой занятости складываются условия для трудоустройства за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ и целевых фондов реабилитации инвалидов.
- Глава 13 сурдоандрагогика
- 13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом
- 13.2. Формальное образование
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Особенности организации образовательной среды
- Профессиональное образование
- Педагогический аспект Процесс Результат
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- 13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
- 13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
- 13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
- 13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
- Основные направления реабилитационно-восстановительной помощи
- Особенности психолого-педагогической поддержки
- Вопросы и задания
- Раздел I
- Глава 1. Общие вопросы теории 5
- Глава 2. Научные основания сурдопедагогики 25
- Глава 3. Историческое развитие сурдопедагогики: от обучения глухихк накоплению и совершенствованию научно-педагогическихзнаний 80
- Раздел III
- Раздел II
- Глава 5. Основы организации образовательной среды для лиц
- Глава 6. Система специальных образовательных услуг для лиц
- Глава 12. Воспитание школьников с нарушенным слухом 494
- Глава 13. Сурдоандрагогика 524