§ 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
С Компетенция (лат. competen-tia) – круг вопросов, в которых кто-либо обладает познанием, опытом, а также круг чьих-то (учреждения, лица) полномочий
Образование является необходимым условием продвижения человечества к информационно-ноосферной цивилизации, поэтому проблемы его развития находятся в центре внимания таких авторитетных организаций мирового сообщества, как Международная Комиссия ЮНЕСКО по образованию XXI века, Совет по культурному сотрудничеству «Среднее образование для Европы», Совет Европы, Римский клуб и др.
Комиссия ЮНЕСКО в своем докладе об образовании подчеркивает решающую роль образования не только в развитии личности на протяжении всей ее жизни, но также в развитии всего общества. Современное образование должно, прежде всего, приобщить человека к миру науки, технологии и информации.
Исходя из задач и перспектив развития современной цивилизации, Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций образования, которым придается особое значение и которыми школа должна «вооружить» молодежь.
Политические и социальные компетенции, связанные со способностьюбрать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.
Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Межкультурные компетенции, такие как понимание различий, уважение друг к другу, спо-
1. собность жить с людьми иных культур, языков и религий, препятствуют возникновению в обществе расизма и ксенофобии.
Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением,приоритетны в общественной жизни. Тем, кто ими не обладает, грозит изоляция.К этой же группе общения относится владение несколькими языками, приобретающее всевозрастающее значение.
Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их значения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе,
Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь какоснову непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личнойи общественной жизни.
Цель и задачи модернизации российского образования
Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию модернизации российского образования на период до 2010г., которая преследует свой целью создание механизмов устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
достижение современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие образования как открытой государственно-общественной системына основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителей, образовательного учреждения.
Образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, фактором национальной безопасности, благосостояния страны и благополучия каждого гражданина. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культуры.
Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных и личных интересов.
Основные направления развития профессионального образования
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Национальной доктриной образования Российской Федерации до 2025 г. учеными разработана и одобрена Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
В этих документах с целью повышения качества подготовки специалистов определены следующие направления развития профессионального образования в целом.
Общие направления развития профессионального образования:
Модернизация структуры содержания профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг,культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основы обновленияпрофессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники и технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. С этой целью должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации.
Создание гибкой, динамичной системы профессионального образования на основе диверсификации образовательных программ, форм управления и технологии обучения. Интеграция профессий и специальностей с сокращением их количества.
Изменение цели профессионального образования: с вооружения профессиональными знаниями и умениями – на профессиональное развитие обучающихся, с подготовки узкого специалиста – на подготовку профессионала, обладающего социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и специальной компетенциями (компетентностный подход в, профессиональном образовании).
Обеспечение опережающего характера профессионального образования, в основе которого лежит идея профессионального развития личности, формирующего ее профессиональную мобильность и готовность к освоению новых, перспективных технологий и профессий.
Развитие сети инновационных образовательных учреждений, обеспечивающих повышенный уровень профессионального образования (лицеев, колледжей, учебных комплексов и др.).
Осуществление различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, развитие преемственности, многоступенчатости подготовки кадров, включая обучение в вузах по сокращенным программам. Развитие системы непрерывного профессионального образования.
Развитие сети негосударственных образовательных учреждений при одновременном усилении государственного контроля за качеством реализации ими образовательных программ.
Использование активных, развивающих технологий обучения. Компьютеризация процесса обучения, развитие интернет-образования, дистанционного обучения, технологий открытого профессионального образования, создание электронных учебников, библиотек, дидактических средств обучения.
Улучшение нравственного, гражданского, патриотического воспитания обучающихся, формирование у них гражданско-правовой, эстетической, профессиональной и бытовой культуры, а также здорового образа жизни. Активная борьба с такими негативными явлениями, как алкоголизм, наркомания и др.
Создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у них готовности к самоустройству, в том числе и открытию собственного дела.
Развитие на базе учреждений профессионального образования системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую подготовку специалистов к смене видов деятельности и переподготовку высвобождающегося и незанятого населения.
Реформирование государственно-общественного управления профессиональным образованием, реализация принципов демократизации, социального партнерства и взаимодействия, инновационного управления, обеспечение качественных изменений во взаимодействии регионов и федерального центра, создание кооперации сети образовательных учреждений, информационных агентств, служб занятости, попечительских советов, проведение мониторинга образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.
Упорядочение финансирования учреждений профессионального образования, финансовая поддержка их инновационной деятельности, увеличение доли дополнительных платных услуг на базе образовательных учреждений.
Укрепление и модернизация учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, создание учебно-методических комплексов по отдельным дисциплинам и специальностям.
15- Расширение международного сотрудничества в профессиональном образовании, интеграция в мировое образовательное пространство.
Развитие научных исследований по проблемам профессионального образования, поддержка перспективных научных школ и направлений, в том числе и через систему грантов.
Повышение статуса и материального положения педагогических работников, совершенствование системы повышения их квалификации.
Базовое (начальное и среднее) профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) образования, а также на базе начального профессионального образования. В настоящее время все отчетливее наблюдается нехватка специалистов данного уровня. Решить эту проблему поможет эффективное реформирование системы начального и среднего профессионального образования, которое выражается в осуществлении следующих мер:
Обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования для удовлетворения возросшей потребности народного хозяйства в высококвалифицированных работниках производства начального и среднего звена.
Повышение качества подготовки специалистов среднего звена с ориентацией на международные стандарты.
Формирование у молодых специалистов новых профессиональных качеств: системное мышление, экологическая, правовая, информационная, технологическая, коммуникативная культура, способность к предпринимательству и осознанному анализу своей деятельности, профессиональная самостоятельность и ответственность, творческая активность, толерантность, способность к постоянному профессиональному росту.
Решительный поворот учреждений начального и среднего профессионального образования к потребностям местного рынка труда и запросам населения, создание региональных систем начального и среднего профессионального образования.
Обеспечение преемственности общего и базового профессионального образования, разработка оптимальной модели реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях.
Осуществление в целях совершенствования системы управления профессиональным образованием разделения учреждений начального и среднего профессионального образования на два уровня – федерального и регионального подчинения.
Переход к нормативному финансированию учреждений начального и среднего профессионального образования.
Совершенствование нормативно-правовой базы, разработка законов о начальном и среднем профессиональном образовании.
Высшее профессиональное образование. Цель высшего профессионального образования состоит в подготовке и переподготовке специалистов соответствующего уровня, удовлетворении потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Для российского рынка труда в настоящий момент характерно наличие большого количества людей с высшим образованием, но при этом остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов; разрешить данное противоречие возможно только при выполнении ряда условий:
Повышение роли вузов как центров науки, культуры и образования.
Обеспечение доступа людей к высшему образованию как фактору устойчивого социально-экономического и культурно-технологического развития, разработка стратегии совершенствования высшего образования.
Разработка механизмов формирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием.
Совершенствование системы вступительных испытаний в вузы в целях обеспечения равных возможностей на получение высшего профессионального образования и улучшения отбора абитуриентов.
Проведение регулярной аттестации вузов; обновление государственных стандартов и образовательных программ высшего образования.
Сохранение и обновление кадрового потенциала высшей школы, повышение его квалификации и социального статуса.
Разработка и внедрение в учебный процесс вузов прогрессивных технологий обучения, повышение роли самостоятельной работы студентов, создание университетских комплексов.
Развитие и повышение статуса вузовской науки, оказывающей решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня в системе образования и других отраслях экономики, осуществление государственной поддержки научных школ и ведущих ученых, интеграция академической, вузовской и отраслевой науки.
Вопросы и задания для самоконтроля
Назовите и раскройте сущность этапов становления и развития профессионального образования за рубежом.
Каковы предпосылки зарождения педагогики профессионального обучения?
Дайте характеристику основным этапам становления и развития теории и практики профессионального образования в дореволюционной России.
Каковы основные черты профессионального образования в СССР?
Охарактеризуйте рационалистическую и гуманистическую модели, а также современные системы профессионального образования за рубежом.
Дайте характеристику основным элементам системы подготовки кадров в Российской Федерации.
Раскройте современные требования к профессионализму.
В чем отличие специалиста от профессионала?
Сформулируйте основные направления развития профессионального образованияв целом, а также базового (начального, среднего) и высшего профессиональногообразования.
Объясните сущность, характерные черты и пути осуществления личностно-ориенти-рованного профессионального образования.
Дайте характеристику исторически сложившимся теориям и системам профессионального образования: дуальной, монопрофессиональной, ступенчатой, многоступенчатой, базовой и специальной, сокращенной, дистанционной, личностно-ори-ентированной.
Раскройте содержание ведущих компетенций и основных тенденций развития профессионального образования.
Литература для самостоятельной работы
Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюл. Госкомитета РФ по высш. образованию. – 1996. – № 10. – С. 1-59.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – С. 181-224.
Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – С. 3-71.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.; Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г. // Официальные док. в образовании. - 2002. - № 4. - С. 3-31.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – С. 49-57, 262-270.
Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1999. - С. 31-50, 133-152.
Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособ. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 1996. – С. 91-106, 154-164.
Новиков AM. Профессиональное образование в России. – М.: Просвещение, 1997. – 254с.
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий