logo search
Общая и профессиональная педагогика

§ 3. Закономерности и принципы воспитания

Закономерности воспитания

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

Нравственные идеалы развиваются, совершенствуются и определяют перспективы развития личности. Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности.

Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности. Деятельность личности является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний во внутренние изменения.

Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста. Индивидуально-творческий подход предусматривает создание условий для самореализации личности, ее профессионального роста.

Гуманистическое воспитание формирует гуманистический образ жизни и поведения. Данная закономерность предполагает такой уровень внутренней активности личности, при котором и педагоги профессионального обучения, и их воспитанники не идут на поводу обстоятельств в педагогическом процессе, а могут вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствуя себя.

Принципы воспитания

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания и служат руководством в решении воспитательных задач.

Всеобщим принципом организации учебно-воспитательного процесса следует признать принцип педагогической целесообразности, сформулированный А.С. Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей»1. Данный принцип предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у учащихся духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности. Педагог должен реализовывать целостную программу воспитания, понимая, что «человек не воспитывается по частям».

Принцип воспитания в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Для того чтобы воздействие коллектива было благотворным и эффективным, необходима социальная работа по развитию его воспитательных функций. Правильно организованный трудовой коллектив является главным воспитателем молодого человека. В этом велика роль педагога (наставника), сумевшего сплотить и организовать коллектив.

В профессиональной педагогике особенно важно найти пути разрешения проблемы взаимоотношений личности и трудового коллектива. Во всяком производственном коллективе связи между отдельными работниками и подразделениями коллектива обогащаются за счет экономических и технологических зависимостей; соответственно увеличивается и сила воспитательного и нравственного общения участников общего труда. Для молодых специалистов открываются широкие возможности овладения производственным опытом старших товарищей, наставников, мастеров производства, педагогов. Здоровая конкуренция и соревнование способствуют развитию качеств предприимчивости и навыков рационализации труда. Участие в различных формах самоуправления ведет к повышению ответственности каждого за результаты общего труда.

Принцип связи воспитания с жизнью наиболее актуален для профессиональной школы. Он требует от педагога умения обеспечить:

Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников жизненный и профессиональный опыт. При этом воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность. Одним из путей осуществления принципа связи воспитания с жизнью и практикой является вовлечение учащихся в активную трудовую деятельность на производстве.

Принцип развития самодеятельности личности был впервые выдвинут применительно к учебному труду К.Д. Ушинским, который утверждал, что главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у учащихся активность, самостоятельность и инициативу.

Успех в реализации принципа зависит от педагогического руководства, логика которого с необходимостью приводит к построению и реализации педагогических систем, рождающих творческую активность, инициативу и самодеятельность учащихся.

Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся определяет направления развития отношений педагога и воспитанников. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности учащихся. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, и ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована нуждами воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Твердая требовательность должна быть одинаково обращена на всех учащихся, обязана быть реалистичной, выполнимой и рассчитанной на достигнутый и заданный уровень развития личности учащихся. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

В заключение следует заметить, что только совокупное действие всех принципов воспитания обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, форм, методов и средств деятельности педагога, а также педагогически целесообразную деятельность воспитанников.