logo search
Учебные материалы

2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.

Принципами обучения детей с интеллектуальной недостаточностью являются:

  1. Воспитывающая и развивающая направленность обучения

  2. Научность и доступность обучения

  3. Систематичность и последовательность в обучении

  4. Связь обучения с жизнью

  5. Принцип коррекционной направленности обучения

  6. Принцип наглядности

  7. Сознательность и активность учащихся в обучении

  8. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

  9. Прочность усвоения знаний, умений и навыков

Процесс обучения во вспомогательной школе, прежде всего, направлен на формирование у учащихся разнооб­разных знаний, умений и навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.

Воспитывающая направленность обучения во вспомо­гательной школе состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее.

Развивающий характер обучения во вспомогательной школе состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. В условиях постоянно повышающихся требований к уровню подготовки умственно отсталых школьников к жизни, направленность обучения на их общее развитие приобретает особое значение. Однако развитие умственно отсталых школьников без коррекции их мышления и нарушенных психофизиологических фун­кций не может быть достаточно успешным.

Воспитывающая и коррекционно-развивающая направ­ленность обучения пронизывает весь учебный процесс.

Принцип научности в общей педагогике предполагает отражение современных достижений науки, перспектив ее развития в каждом учебном предмете.

Содержание обучения во вспомогательной школе отличается элементарностью и практической направлен­ностью. Несмотря на элементарный уровень знаний, которые необходимо усвоить умственно отсталым школь­никам, они должны быть научными, не противоречить объективным научным знаниям (фактам, понятиям, законам и теориям).

Принцип научности реализуется, прежде всего, при разработке программ и составлении учебников, а также в деятельности учителей и воспитателей.

Принцип научности тесно связан с принципом до­ступности, ведь, в конечном счете, умственно отсталые учащиеся могут усваивать только тот учебный материал, который им доступен. Принцип доступности предполагает построение обу­чения умственно отсталых школьников на уровне их реальных учебных возможностей.

Сущность принципа систематичности и последова­тельности состоит в том, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. более успешно применять на практике.

Принцип систематичности и последовательности ре­ализуется как при разработке учебных, программ и учебников, так и в каждодневной работе педагога. Это предполагает такой подбор и расположение учебного материала в программах, учебниках, в тематических планах, на каждом уроке, когда между составными частями его существует логическая связь, когда после­дующий материал опирается на предыдущий, когда пройденный материал подготавливает учащихся к усво­ению нового.

В каждом учебном предмете излагается своя система взаимосвязанных понятий, фактов и закономерностей.

Систематичность предполагает преемственность в про­цессе обучения: обучение в старших классах строится на прочном фундаменте, который закладывается в младших классах, изучение каждого предмета происхо­дит на основе предыдущих знаний, которые усвоены при изучении других предметов. Каждый раздел учебного материала должен опираться на ранее изученный.

В деятельности учителя принцип систематичности реализуется в планировании последовательности прохож­дения нового учебного материала и в повторении ранее изученного, в проверке полученных школьниками знаний и умений, в разработке системы индивидуальной работы с ними.

Принцип связи обучения с жизнью отражает обусловленность обучения в школе общественными потребностями и влиянием обще­ственной среды на процесс обучения и воспитания учащихся.

Реализация этого принципа в коррекционной школе состоит в организации учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью, с жизнью, в первую очередь, местных предприятий, организаций и учреждений. Этот принцип реализуется также путем связи обучения с производительным трудом учащихся в народном хозяйстве.

Принцип коррекционной направленности заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обуче­ния одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Чем больше умственно отста­лый ребенок продвинется в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е. развитие учащихся и обучение их на основе принципа коррекции — это два взаимосвязанных процесса.

Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень активности уча­щихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий.

Обобщенные учебные и трудовые умения формиру­ются на основе конкретных умений по каждому учебному предмету и путем систематической целенаправленной работы с применением специфических для каждого предмета методических приемов.

Коррекции подлежат не только недостатки психофи­зического развития, общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция). Индивиду­альная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково и, кроме основного, есть сопутствующие дефекты разной степени. В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и навыками разными учениками и в неравномерном про­движении их в умственном и физическом развитии.

Принцип наглядности в обучении означает привле­чение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

Сущность принципа наглядности состоит в обогаще­нии учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.

Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выра­ботки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.

Благодаря широкому применению разнообразной наглядности на всех уроках в младших классах у учащихся постепенно создается личный чув­ственный познавательный опыт, связанный с непосред­ственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью.

На этой основе создается возможность перевода созданных в сознании учащихся образов предметов, явлений и действий в отвлеченные понятия, внешне выраженную деятельность — во внутреннюю деятель­ность сознания.

Реализация принципа сознательности и активности, предполагает, что понимание уча­щимися изучаемого учебного материала достигается в основном за счет активного его взаимодействия с предметом познания.

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учеб­ном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Если индивидуальные особенности, характерные для одних умственно отсталых школьников, будут наблю­даться и у других, то такие особенности называют типическими, т. е. присущими определенной группе учащихся.

Учет типических особенностей умственно отсталых школьников происходит в процессе дифференцированного подхода. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация учащихся на хорошо-средне- и слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход. Но эта дифференциация не учитывает причин затруднений школьников в обучении и не дает возмож­ности направленно помогать ученикам справляться с трудностями и продвигаться в усвоении учебного мате­риала.

Сущность принципа прочности усвоения знаний, умений и навыков состоит в том, что усвоенные знания, умения и навыки учащиеся могут легко воспроизводить и использовать в своей учебной, а в дальнейшем и трудовой деятельности.

Прочные знания — это знания осознанные. Поэтому существует тесная связь между принципом прочности усвоения знаний, умений и навыков и принципом сознательности и активности учащихся в обучении. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный мате­риал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность усвоения учащимися знаний достигается путем систематического выполнений упражнений, во время которых закрепляются и совершенствуются умения и навыки. Существует несколько видов специальных упражнений (установочные, тренировочные, упражнения в умственных и сенсорных действиях), которые подби­раются в зависимости от этапов формирования умений и навыков (Более подробно данный раздел см. в № 1 списка литературы, рекомендованной к занятию).