1.5 Становление методики развития речи как науки.
1. Основные идеи обучения дошкольников родному языку в трудах отечественных и зарубежных педагогов ХVIII–ХIХ вв.
2. Педагогический опыт Л.Н. Толстого по развитию речи детей.
3. Разработка методов развития речи детей в 1920–1930 гг. (Е.Н. Водовозова, Л.К. Шлегер, Е.А. Флерина).
1. Проблемы речевого развития детей рассматривались всеми учеными, которые изучали процессы воспитания, развития и обучения. Большинство из них считало, что обучение родному языку должно начинаться с раннего детства и совершенствоваться в процессе получения детьми разнообразных знаний об окружающем мире. Известный славянский педагог Ян Амос Коменский рекомендовал следующую последовательность обучения: грамматика, основы наук, риторика. Причем он указывал, что до трёх лет надо учить детей правильно произносить слова, а затем – учить задавать вопросы, отвечать на них, то есть строить предложения и развернутую речь.
Большое внимание вопросам развития речи уделял Жан-Жак Руссо. Он предлагал певческие упражнения для развития голоса ребенка. Кроме того, подчеркивал связь речевого и умственного развития, предлагал задавать детям вопросы, которые активизируют мышление, заставляют ребенка размышлять.
Основатель материнской школы Г. Песталоцци предлагал целую серию упражнений для развития словаря детей (подбор слов к действиям, к признакам предметов, распространение предложений и др.). Несмотря на то, что его идея об усвоении всех слов на основе подражания матери была ошибочной по использованию слова как средства обучения легли в основу методики развития речи.
Большой вклад в решение проблем речевого развития детей внес В.Ф. Одоевский. Он не только писал книги для детей («Сказки дедушки Иринея»), но и предлагал проводить беседы, разговаривая с детьми о предметах и явлениях окружающего мира, побуждая вопросы детей. Одоевский рекомендовал педагогам (гувернерам, смотрительницам) связывать беседы с наглядностью, в разговоре с детьми быть краткими, искренними, убедительными. Писатель стремился осуществить в художественном творчестве свои педагогические идеи. Сказочный вымысел он сочетал с намерением «укрепить умственные силы ребенка», дать пищу для его ума. В содержании своих сказок он излагал нравственные идеи и положительные знания о мире. В.Ф. Одоевский призывал следовать принципу наглядности – «не дробя предмета искусственно, но представляя его в живой целостности».
На связь слова и наглядности указывал также и П.И. Пирогов. Он предлагал организовывать с детьми «смышленые игры», которые основаны на познание предметов и явлений окружающей жизни.
2. Широкую известность получила педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. В 1861–1862 годах он открыл несколько начальных школ для крестьянских детей в Тульской губернии и стал преподавать в одной из них. Уже к этому времени у писателя накопился опыт обучения детей. Вскоре Толстой начал работу над учебными книгами. В 1872 году вышла «Азбука», а в 1875 году «Новая азбука». Одновременно писатель работал над «Русскими книгами для чтения». Первоначально они входили в состав «Новой азбуки», но в дальнейшем Толстой выделил их в особые книги. Материалом для учебных книг служил фольклор народов мира и разные литературные источники, но все переделывалось. Особенно ценными являются его идеи по развитию детского речевого творчества. Обучение сочинению рассказов педагог предлагал начинать с привлечения внимания детей к картинкам жизни, которые содержат занимательные, динамичные, эмоциональные и художественно окрашенные сюжеты. «Азбука» Толстого являлась первой книгой по обучению детей грамоте и пользовалась большой популярностью у педагогов и родителей. Вопреки распространенному в то время механическому слоговому методу обучения чтению Толстой рекомендовал постигать литературные тексты как искусство слова, формировать у детей культуру чтения.
Большое влияние на становление методики развития речи детей оказали передовые идеи русских педагогов-демократов (В.Г. Белинского, А.Н. Герцена, Н.Г. Чернышевского) о роли родного языка в развитии и воспитании ребенка.
3. В 1920–1930 гг. многие педагоги-практики разрабатывали методы и приемы работы по развитию речи детей в условиях общественных детских садов. Так, Е.П. Водовозова разработала методику рассказывания детям сказок и басен. К.Н. Вентцель, сторонник свободного воспитания, предлагал устроить в детских садах библиотеку для детей и проводить с ними прогулки - экскурсии для расширения знаний об окружающем мире и развития речи. П.Ф. Каптерев рекомендовал развивать любознательность детей путем наблюдения за окружающим миром. Е. Конради придавала большое значение беседам после чтения книг, в которых можно давать детям разъяснения, советы. На основе рекомендаций Е.И. Тихеевой, А.К. Шлегер разработала «Материалы для бесед с маленькими детьми», в которых представлены темы бесед, вопросы и задания для детей, картинки в соответствии с темами бесед. Методические рекомендации по работе с живым словом, на основе идей Тихеевой, разработала Е.А. Флерина. Она считала работу с книгой частью эстетического воспитания детей и особое значение придавала образности речи, чтобы словесный материал вызывал у ребенка четкие образы и яркие эмоции. Флерина дала четкие указания по методике обучения детей рассказыванию (выбор темы рассказа, развитие сюжета, отбор языковых средств, использование иллюстраций и литературных текстов для обучения рассказыванию). Книга Флериной «Живое слово в детском саду» содержит рекомендации по обучению детей рассказыванию и является первым вариантом учебника по методике развития речи детей.
Литература
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для учащихся / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. – С. 89–151.
- Часть 1
- В.Н. Смаль
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы 53
- 1 Теоретические основы методики развития речи
- 1.1 Введение в курс «Теория и методика развития речи»
- 1.2 Место методики развития речи в системе психолого-педагогических наук
- 1.3 Особенности развития речетворческой системы дошкольников
- 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе
- 1.5 Становление методики развития речи как науки.
- 1.6 Вклад к.Д. Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку
- 1.7 Роль е.И. Тихеевой в создании методики развития речи детей в условиях детского сада
- 1.8 Основные направления современных исследований детской речи
- 1.9 Психолого-педагогические основы программы речевого развития дошкольников
- 1.10 Методы научного исследования развития речи
- 1.11 Общение как фактор овладения родным языком
- 2 Развитие связной речи дошкольников
- 2.1 Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи
- 2.2 Виды детских рассказов и приемы обучения дошкольников рассказыванию
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы формирования связной речи детей
- 2.4 Обучение дошкольников рассказыванию на наглядной основе
- 2.5 Методика обучения детей составлению рассказов по картинам
- 2.6 Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений
- 2.7 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников творческому рассказыванию
- 2.8 Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок
- Психолого-лингвистические основы моделирования как метода развития связной речи дошкольников
- Методика использования схем и моделей в обучении детей связной речи
- 2.11 Диагностика уровня развития связной речи дошкольников
- 3 Развитие словаря дошкольников
- 3.1 Теоретические основы развития словаря детей
- Развитие словаря детей раннего возрастана основе ознакомления с предметами и явлениями
- 3.3 Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов
- 3.4 Формирование обобщающих понятий в словаре детей
- 3.5 Роль фольклора в обогащении словаря детей
- Развитие речи детей в процессе обучения разгадыванию и составлению загадок
- Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром
- 3.8 Использование дидактических игр и упражнений в процессе развития словаря детей
- 3.9 Диагностика уровня развития словаря дошкольников
- СпИсок литературы