Тема 5. Приемы обработки бумаги. Сгибание и складывание бумаги и картона. Оригами
План изучения темы:
5.1 Сгибание и складывание как технологические операции с бумагой и картоном.
5.2 Правила сгибания.
5.3 Приемы сгибания.
5.4 Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги. Методика обучения оригами в 1-4 классах.
Вопросы для самоконтроля:
Дайте определение операции «сгибание». Чем сгибание отличается от складывания? Какие инструменты используются при выполнении операций сгибания и складывания? Чем различаются операции биговки и рицовки [3]?
Перечислите правила сгибания [12]. Как эти правила соблюдает учитель, демонстрируя приемы сгибания перед классом?
Перечислите приемы сгибания. С помощью каких упражнений отрабатываются приемы сгибания в 1 классе [12, с. 51]?
Что такое «оригами»? Для чего в оригами используют схемы? Что обозначают условные знаки на схемах? С какими условными знаками знакомятся младшие школьники? Перечислите базовые формы оригами. Соблюдение каких правил обеспечит высокое качество изделий оригами?
Что такое «модульное оригами»? Перечислите программные изделия модульного оригами [2, 4, 9, 10, 11].
В каких классах младшие школьники работают в технике оригами?
При ответе используйте данные таблицы 5.
Какие методические требования предъявляются к показу учителем приемов работы в технике оригами? (для ответа на вопрос обобщите собственный опыт и опыт других студентов при проведении фрагментов уроков на практических занятиях).
Задания:
Подберите информацию об истории оригами. Как ее можно использовать при проведении бесед с младшими школьниками в 1, 2, 3, 4 классах? Какие усложнения и дополнения можно внести в содержание бесед в каждом классе?
Проанализируйте содержание учебников для 1-4 классов [4, 9, 10, 11] и заполните таблицу 5 «Оригами в 1-4 классах»:
Таблица 5
- Тема 1. Раздел «работа с бумагой и картоном» как программный компонент трудового обучения младших школьников
- Работа с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Тема 2. Общие сведения о технологии иготовления и видах бумаги и картона
- Тема 3. Свойства бумаги и картона
- Методика проведения опытов и наблюдений с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Опыты и наблюдения по выявлению свойств бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 4. Приемы обработки бумаги. Разметка бумаги и картона
- Виды разметки в 1-4 классах
- Тема 5. Приемы обработки бумаги. Сгибание и складывание бумаги и картона. Оригами
- Оригами в 1-4 классах
- Тема 6. Приемы обработки бумаги. Резание бумаги и картона. Вытинанка
- Вытинанка в 1-4 классах
- Тема 7. Приемы обработки бумаги. Наклеивание бумаги и картона. Аппликация из бумаги
- Тема 8. Виды аппликации из бумаги и картона
- Виды аппликации из бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 9. Картонаж. Окантовка. Переплетные работы
- Конспект урока в 4 классе
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Вступительная беседа.
- III. Сообщение темы и целей урока.
- IV. Демонстрация и анализ образца изделия.
- V. Планирование предстоящей работы.
- VI. Физкультминутка.
- VII. Сообщение критериев оценивания.
- VIII. Практическая работа.
- IX. Подведение итогов работы. Оценивание работ.
- X. Рефлексия.
- XI. Уборка рабочих мест.
- Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах
- Безотметочное обучение. Особенности обучения на содержательно-оценочной основе по трудовому обучению
- Ошибки, допущенные при осуществлении учебной деятельности на уроке трудового обучения (по некоторым показателям)
- 1.Теоретического усвоения содержания учебной программы.
- 2. Культура труда.
- 3. Качество выполненной работы.
- 4. Самостоятельность.
- Безотметочное обучение. Оценочные таблицы для учащихсяIv класса при работе с бумагой и картоном
- Словарь по трудовому обучению (Работа с бумагой и картоном)
- Зачет по разделу «работа с бумагой и картоном»
- Содержание