logo search
Конфликты с преподавателями2 исправлено

1. 3. Современные требования к педагогу

На протяжении всей истории развития общества, как мы убедились, роль учителя была значима и ответственна. Сегодня, как и всегда, педагог реализует две основные социальные задачи: обучение и воспитание.

Коммуникативный компонент педагогической деятельности во многом определяет её эффективность в целом. Основным его содержанием является установление и налаживание взаимоотношений учителя с учениками. И характер этих взаимоотношений самым серьёзным образом влияет на её успешность. Следствием недооценки педагогом этого компонента работы может явиться потеря контакта с классом.

Эффективность процесса обучения и воспитания младших школьников в первую очередь зависит от благоприятного психологического климата, созданного в классе. Почему?

Система «ребёнок-учитель» начинает определять отношения ребёнка к родителям и отношения ребёнка к детям, т. е. становится отношением «ребёнок-общество». Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Славица показали это экспериментально. В учителе воплощены требования общества. Д. Б. Эльконин отмечал, что ребёнок очень чуток к тому, как учитель относится к детям.

В работе с учащимися средних классов – подростками, педагогу необходимо значительно большее внимание по сравнению с учителем начальных классов уделить своей конструктивной и организаторской деятельности. С чем это связано?

Рассмотрим этот вопрос, используя теорию транзактного анализа Э. Берна.

Основой построения стиля общения «взрослый-взрослый» являются искренность и восприятие подростка как взрослого, стремление совместно с ним действовать, узнавать, открывать. В плане воспитания значимо содержание общения не само по себе, а то, что это общение серьёзное, на равных.

Ст. Холл впервые описал характер подростка как амбивалентный (двойственный) и парадоксальный, полный противоречий, и назвал этот период кризисом самосознания. В этом возрасте уже нет детского подчинения авторитету. Подростки не удовлетворены собой, и их неудовлетворённость переносится на окружающий мир. Отсюда – повышенная конфликтность и критичность требований педагогов.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Учителя должны быть примером для подражания подростков, так как подростки очень критично настроены на взрослых – их отличают трудности в отношениях, связанные с негативизмом и упрямством. Сравнивая себя со взрослыми, подростки приходят к заключению, что между ними и взрослыми никакой разницы нет. Тогда они начинает предъявлять взрослым, в том числе и учителям, свои права. Место, которое подростки занимают внутри школьного коллектива, становится для них важнее оценки учителя. Авторитет педагогов падает.

Характер требований подростка к отношению взрослого к нему противоречив. С одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки, контроля, недоверия; с другой стороны, испытывает тревогу и опасения, сталкиваясь с трудными задачами, ждёт от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаться в этом. Большой знаток детской души В. А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пелёнками присмотра и недоверия…я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу её, думаю о ней, хочу достичь её, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно…От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины» 5.

Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.

Успех учителя-предметника в старших классах во многом определяется творческим овладением содержанием преподаваемой им дисциплины. Глубокое знание предмета и умение заинтересовать им юношей и девушек играют порой решающую роль в их профессиональном самоопределении. Самоопределение в этом возрасте характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, – но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

В настоящее время морально-психологической основой учебно-воспитательного процесса провозглашается гуманизм. Очень хочется, чтобы он осуществлялся не на словах, а на деле.

Какие же методические рекомендации по реализации идеи гуманизма предлагает наука?

К. А. Абульханова-Славская считает необходимым развитие у педагогов особого свойства сознания – социального мышления, которое предполагает учёт категорий совести и ответственности. Не овладев им, учитель затрудняется в выделении реальных профессиональных проблем. Социальное мышление помогает педагогу осваивать педагогику сотрудничества. Она помогает учителю обрести способность сопоставлять мнения и оценки учеников со своими действиями и намерениями.

Для создания нравственной атмосферы в школе педагогам рекомендуется соблюдать следующие правила педагогического общения:

Отсюда напрашивается следующий вывод: педагогам надо решать задачу предупреждения конфликтных ситуаций со школьниками.