Среднее профессиональное образование
Средняя профессиональная подготовка лиц с нарушенным слухом осуществляется в крупных городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Новосибирске, Челябинске и др. Молодежи со слуховой недостаточностью предлагается профессиональное обучение различных профилей: технология холодной обработки металлов, технология швейного, обувного и мебельного производства, зубопротезирование, экономика производства, ремонт и наладка ЭВМ и аналитических машин и т.д.
Профессиональную подготовку лиц с нарушенным слухом в специальных образовательных учреждениях осуществляют в соответствии с Государственным образовательным стандартом на основе программ, адаптированных для их обучения. Например, в политехникуме, организованном при учебном комплексе Межрегионального центра реабилитации (МРЦ) г. Павловска, под Санкт-Петербургом, осуществляется конкурсный набор на интересные и перспективные специальности. На его отделениях (народное художественное творчество и социально-культурная деятельность) в дневной форме ведется обучение художников-оформителей и организаторов досуговой деятельности лиц с нарушенным слухом для системы ВОГ, а в заочной форме — по специальности «Организация сурдокоммуникации» с получением квалификации сурдопереводчика для системы ВОГ и др. Это учреждение располагает богатым опытом учебной, исследовательской, методической и воспитательной работы в области подготовки специалистов со средним профессиональным образованием из числа молодежи, имеющей нарушения слуха.
Профессиональное образование глухие и слабослышащие студенты могут получить и в средних образовательных учреждениях общего назначения, занимаясь в отдельных группах или в составе групп слышащих студентов. Из-за незначительного, как правило, числа студентов со слуховыми дефектами сложно сформировать отдельные группы глухих либо слабослышащих. Трудности организации обучения таких студентов связаны с разнородностью состава группы как по состоянию слуха, так и по развитию речи.
Среди учебных заведений, постоянно набирающих для обучения молодежь со слуховыми дефектами, в Санкт-Петербурге можно назвать Механико-приборостроительный колледж, Финансово-
экономический колледж, Электротехнический техникум, Художественное училище им. С. Н. Рериха.
Особенности получения среднего профессионального образования лицами с нарушенным слухом заключаются в том, что среднее профессиональное образование этих людей осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом, но при этом допускается увеличение продолжительности обучения для овладения нормативными требованиями.
При организации обучения глухих и слабослышащих студентов учитываются состояние слуха и речевого развития, психофизи-
I ческие особенности обучаемых, а также их готовность к усвоению
I учебного материала.
Исследования проблем профессиональной подготовки молодежи с нарушенным слухом в учреждениях системы профессио-
I нального образования (И.В.Цукерман, 1988; О.П.Еренина, 2002)
I позволяют утверждать, что возникающие затруднения преодолеваются за 6—8 месяцев. Увеличение сроков обучения вызвано специфическими трудностями, связанными со способами восприятия учебной информации, использованием письменной и жесто-
I вой речи. Наиболее сложным оказывается изучение теоретического материала, что объясняется недостаточным развитием словес-
Ёной речи и абстрактно-логического мышления.
Занятия проводятся при участии сурдопереводчиков, одновре-
I менно являющихся и кураторами групп. Среднее число обучае-
I мых в группе — около 14 человек.
В учебных планах допускается изменение соотношения объе-
I ма нагрузки между лекционными и практическими, лабораторными и семинарскими занятиями в сторону усиления доли практических форм. Увеличиваются продолжительность различных видов практики и количество часов, отведенных для персональной работы со студентами и индивидуальных консультаций. В течение учебной недели предусмотрено чередование изучаемых дисциплин и различных видов деятельности в зависимости от уровня их сложности, а также сокращение учебной нагрузки к концу недели.
В учебных программах для групп студентов с нарушенным слухом может быть изменено соотношение лекционных и практических часов, больше времени отведено на изучение основополагающих (базовых) разделов и особое внимание уделяется межпредметным взаимодействиям.
У глухих и слабослышащих студентов утомление, проявляющееся в признаках «двигательного беспокойства», нарушении качества восприятия, наступает быстрее, чем у слышащих сверстников. В связи с этим для перераспределения вербально-визуаль-но-двигательной нагрузки в процессе их обучения рекомендуется чередование видов деятельности.
- Глава 13 сурдоандрагогика
- 13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом
- 13.2. Формальное образование
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Особенности организации образовательной среды
- Профессиональное образование
- Педагогический аспект Процесс Результат
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- 13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
- 13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
- 13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
- 13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
- Основные направления реабилитационно-восстановительной помощи
- Особенности психолого-педагогической поддержки
- Вопросы и задания
- Раздел I
- Глава 1. Общие вопросы теории 5
- Глава 2. Научные основания сурдопедагогики 25
- Глава 3. Историческое развитие сурдопедагогики: от обучения глухихк накоплению и совершенствованию научно-педагогическихзнаний 80
- Раздел III
- Раздел II
- Глава 5. Основы организации образовательной среды для лиц
- Глава 6. Система специальных образовательных услуг для лиц
- Глава 12. Воспитание школьников с нарушенным слухом 494
- Глава 13. Сурдоандрагогика 524