logo search
Андреева Л

Среднее профессиональное образование

Средняя профессиональная подготовка лиц с нарушенным слу­хом осуществляется в крупных городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Новосибирске, Челябинске и др. Молодежи со слуховой недостаточностью пред­лагается профессиональное обучение различных профилей: тех­нология холодной обработки металлов, технология швейного, обувного и мебельного производства, зубопротезирование, эко­номика производства, ремонт и наладка ЭВМ и аналитических машин и т.д.

Профессиональную подготовку лиц с нарушенным слухом в специальных образовательных учреждениях осуществляют в соот­ветствии с Государственным образовательным стандартом на ос­нове программ, адаптированных для их обучения. Например, в политехникуме, организованном при учебном комплексе Межре­гионального центра реабилитации (МРЦ) г. Павловска, под Санкт-Петербургом, осуществляется конкурсный набор на интересные и перспективные специальности. На его отделениях (народное ху­дожественное творчество и социально-культурная деятельность) в дневной форме ведется обучение художников-оформителей и организаторов досуговой деятельности лиц с нарушенным слухом для системы ВОГ, а в заочной форме — по специальности «Орга­низация сурдокоммуникации» с получением квалификации сур­допереводчика для системы ВОГ и др. Это учреждение располага­ет богатым опытом учебной, исследовательской, методической и воспитательной работы в области подготовки специалистов со сред­ним профессиональным образованием из числа молодежи, име­ющей нарушения слуха.

Профессиональное образование глухие и слабослышащие сту­денты могут получить и в средних образовательных учреждениях общего назначения, занимаясь в отдельных группах или в составе групп слышащих студентов. Из-за незначительного, как правило, числа студентов со слуховыми дефектами сложно сформировать отдельные группы глухих либо слабослышащих. Трудности орга­низации обучения таких студентов связаны с разнородностью со­става группы как по состоянию слуха, так и по развитию речи.

Среди учебных заведений, постоянно набирающих для обуче­ния молодежь со слуховыми дефектами, в Санкт-Петербурге можно назвать Механико-приборостроительный колледж, Финансово-

экономический колледж, Электротехнический техникум, Худо­жественное училище им. С. Н. Рериха.

Особенности получения среднего профессионального об­разования лицами с нарушенным слухом заключаются в том, что среднее профессиональное образование этих людей осуществля­ется в соответствии с Государственным образовательным стан­дартом, но при этом допускается увеличение продолжительности обучения для овладения нормативными требованиями.

При организации обучения глухих и слабослышащих студентов учитываются состояние слуха и речевого развития, психофизи-

I ческие особенности обучаемых, а также их готовность к усвоению

I учебного материала.

Исследования проблем профессиональной подготовки моло­дежи с нарушенным слухом в учреждениях системы профессио-

I нального образования (И.В.Цукерман, 1988; О.П.Еренина, 2002)

I позволяют утверждать, что возникающие затруднения преодоле­ваются за 6—8 месяцев. Увеличение сроков обучения вызвано спе­цифическими трудностями, связанными со способами восприя­тия учебной информации, использованием письменной и жесто-

I вой речи. Наиболее сложным оказывается изучение теоретическо­го материала, что объясняется недостаточным развитием словес-

Ёной речи и абстрактно-логического мышления.

Занятия проводятся при участии сурдопереводчиков, одновре-

I менно являющихся и кураторами групп. Среднее число обучае-

I мых в группе — около 14 человек.

В учебных планах допускается изменение соотношения объе-

I ма нагрузки между лекционными и практическими, лаборатор­ными и семинарскими занятиями в сторону усиления доли практических форм. Увеличиваются продолжительность различ­ных видов практики и количество часов, отведенных для персо­нальной работы со студентами и индивидуальных консультаций. В течение учебной недели предусмотрено чередование изучаемых дисциплин и различных видов деятельности в зависимости от уровня их сложности, а также сокращение учебной нагрузки к концу недели.

В учебных программах для групп студентов с нарушенным слу­хом может быть изменено соотношение лекционных и практиче­ских часов, больше времени отведено на изучение основополага­ющих (базовых) разделов и особое внимание уделяется межпред­метным взаимодействиям.

У глухих и слабослышащих студентов утомление, проявляю­щееся в признаках «двигательного беспокойства», нарушении ка­чества восприятия, наступает быстрее, чем у слышащих сверст­ников. В связи с этим для перераспределения вербально-визуаль-но-двигательной нагрузки в процессе их обучения рекомендуется чередование видов деятельности.