§ 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
Современные концепции воспитания
Термин концепция воспитания рассматривается как система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности1.
Системное построение процесса воспитания, В данной концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Авторы данной концепции В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов; вместо этого выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Существуют общие принципы воспитания (личностный подход, гуманистическая направленность, учет индивидуальных особенностей и др.). Кроме того, можно выделить специфические принципы воспитания будущих специалистов:
средовой подход в воспитательной деятельности, который предполагает использование возможностей внутренней и внешней среды учреждения в развитии личности будущего специалиста;
дифференцированный подход к воспитанию личности – отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;
природосообразность воспитания – обязательный учет половозрастных особенностей учащихся с учетом положений, определяющих возможности данного пола и возраста, уровня развития личностных свойств; опора на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;
культуросообразность воспитания, т. е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, привычки;
эстетизация среды жизнедеятельности и развития личности.
Главным механизмом воспитания является функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для развития воспитанника.
Воспитательная система – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Критериями и показателями эффективности воспитательного процесса являются:
а) факты, позволяющие судить о наличии воспитательной системы;
б) критерии качества, помогающие сформировать представления на уровнеразвития воспитательной системы и ее эффективности.
Системно-ролевая теория формирования личности. Системно-ролевая теория формирования личности предполагает использование социального механизма наследования и преумножения социальных ценностей. Социальные ценности – это истины жизни, добытые опытом предшествующих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т. д. Человек наследует социальные ценности, когда входит в состав какого-то общества людей, т. е. социума, и выполняет в нем определенные социальные роли. Осваивая роль, он приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Член общества становится тем, кем и должен объективно стать в жизни, через сферу жизнедеятельности.
Таким образом, основу содержания воспитательного процесса составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить в соответствующем возрасте.
Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности является педагогическое обеспечение усвоения знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для подготовки воспитанников к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения профессиональными знаниями.
Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи в освоении и выполнении социальных ролей. Воспитанник «присваивает» себе социальные ценности, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.
Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей.
Воспитание как педагогический компонент социализации личности. Коллектив ученых: М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др. – представляет воспитание как педагогический компонент процесса социализации и целенаправленные действия по обеспечению условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение воспитанника в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Целевые ориентиры воспитания условно разбиты на две группы целей:
идеальные – гармонично развитый человек;
реальные – конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.
Цель конкретизируется тремя группами воспитательных задач:
формирование гуманистического мировоззрения;
развитие потребностей и мотивов нравственного поведения;
создание условий для реализации мотивов и стимулирование нравственных поступков воспитуемых.
Практическая педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с пятью принципами.
Принцип гуманистической ориентации воспитания рассматривает ребенка(воспитанника) как главную ценность в системе человеческих отношений, где главная норма – гуманность.
Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социальные условия.
Принцип индивидуализации воспитания предполагает: определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника; выделение социальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям; включение воспитанника в различные виды деятельности с учетом его особенностей.
Принцип социального закаливания воспитанников предусматривает включение их в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления.
Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность обучаемого. Здесь важна роль идеи о единстве и сплоченности коллектива образовательного учреждения – педагогов и обучающихся.
Содержание воспитательного процесса реализуется в процессе усвоения системы гуманистических ценностей, составляющих основу гуманитарной культуры личности. Наиболее перспективной моделью воспитания является та, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Поэтому содержание воспитания рассматривается как сумма всех существенных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной (субъективно-идеалистическое представление человека о себе и окружающем мире).
Механизмом воспитания являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и обучаемых. От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления личности, на формирование всех ее сущностных сфер.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса определяются самими участниками педагогического процесса с учетом конкретных целей и задач воспитательной работы и в соответствии с уровнем развития воспитательной системы учебного заведения.
Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса являются:
а) изучение воспитанности обучаемых – направленность личности, выражающаяся во взглядах, ценностных ориентациях;
б) диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем отношений;
в) исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий.
Воспитание как формирование образа жизни. Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение воспитанника к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную человека1. Человек становится личностью, когда принимает на себя обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. В этом определении воспитания заложен принцип субъективности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.
Принципы данной концепции не декларируются, а, по мнению автора концепции, вытекают из анализа цели воспитания. Это принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями человеческие отношения; принцип субъективности, предполагающий развитие у воспитанника способности быть субъектом собственного поведения; принцип принятия воспитанника как данности, означающий признание права на уважение его личности.
Основу содержания воспитательного процесса составляют такие направления, как философическое (способность к обобщениям), диалогическое (стиль педагогического взаимодействия) и этическое (формирование ценностно-смыслового единства педагога и воспитанника) воспитание.
Механизмом формирования образа жизни, достойной человека, является постепенное, пошаговое движение к формированию духовной и душевной зрелости. Результат формирующего влияния на личность основных процессов воспитания обозначается триадой: знаю – умею – люблю.
Показателями эффективности воспитательного процесса являются такие личностные параметры воспитанника, как:
внешний облик;
физическое и психическое развитие;
поведение;
способности;
предпочтения;
отношение к своему «я».
Воспитание на основе потребностей человека. По концепции В.П. Созоно-ва, в воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из потребностей и внутренних проблем отдельного человека. Воспитанием при этом является деятельность педагога, направленная на создание психо лого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей личности. К ним относятся свойственные человеку потребности:
творческой деятельности;
здорового образа жизни;
защищенности, безопасности;
уважения, признания, необходимого социального статуса;
смысла жизни;
самореализации;
удовольствия, наслаждения.
Основной целью воспитания по данной концепции служит обеспечение необходимых условий для удовлетворения базовых потребностей личности, а основными принципами являются:
1) принцип природосообразности;
2) принцип целостности в подходе к личности;
3) деятельностный принцип;
4) возрастной принцип;
5) принцип гуманизма.
Содержанию воспитательного процесса присущи следующие направления:
организация разнообразной, творческой деятельности;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе;
создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности;
психолого-педагогическое просвещение воспитанников.
Для оценивания результатов воспитательной деятельности автор предлагает два пути:
оценивание работы воспитателя по созданию условий для жизнедеятельности воспитанников;
поиск воспитателем глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.
Современные подходы к воспитанию
Подход – это ориентация действий педагога или руководителя образовательного учреждения, побуждающая к использованию определенной совокупности понятий, идей и способов педагогической деятельности. Подход как комплексное педагогическое средство включает в себя три основных компонента: 1) основные понятия, используемые в процессе управления воспитательной практикой, ее изучения и преобразования; 2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности; 3) приемы и методы построения процесса воспитания.
Системный подход является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Целесообразность его применения заключается в следующем:
1) системный подход необходим, поскольку личность воспитанника должна развиваться в целостном педагогическом процессе;
при системном подходе происходит объединение усилии субъектов воспитания;
созданная воспитательная система позволяет экономить время и вилы педагогического коллектива при проведении традиционных воспитательных мероприятий;
системный подход позволяет специально моделировать условия для самореализации и самовыражения личности воспитанника;
в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» учебного заведения;
системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадрового, финансового и материально-технического потенциала учреждения.
При системном подходе процесс воспитания в учебном заведении предполагает выделение трех плоскостей воспитательного взаимодействия: 1) воспитательная система всего учреждения; 2) воспитательное пространство группы, где и происходит максимальное количество педагогических взаимодействий; 3) индивидуальная плоскость (траектория) развития воспитанника. Все они развиваются как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом.
Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной разнообразной деятельностью обучаемого. Суть воспитания заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а содеятелъ-ностъ обучаемых и педагогов по реализации совместно выработанных целей и задач. Воспитательный процесс в этом аспекте исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность обучаемых, адекватную разносторонней деятельности современного человека.
Деятельностный подход в воспитании учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности обучаемого, периодизацию в развитии воспитанника. Этот воспитательный подход в современной педагогике преобразует воспитанника из объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект. Воспитание при этом понимается как «восхождение к субъективности»1.
Личностно-ориентированный подход предполагает методологическую ориентацию педагогической деятельности, которая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности обучаемого, развитие его индивидуальности.
Приведем основные сущностные характеристики личностно-ориентированного подхода.
Данный подход является ориентацией в педагогической деятельности.
Личностно-ориентированный подход представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий.
Этот подход связан со стремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
Педагогическая деятельность при реализации личностно-ориентированного подхода осуществляется на основе принципов самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.
Философско-антропологический подход к воспитанию личности. Исходным положением в становлении этого подхода стали идеи К.Д. Ушинского о содержательном и познавательном наполнении педагогики и ее взаимоотношении с науками о человеке. Подход ориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке обучающемся и воспитывающемся. Философско-антропологический подход разрабатывает проблемы, связанные с созданием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией (используется особый метод исследования в воспитании – философствование).
Синергетический подход. Главным предметом изучения приверженцев этой идеи являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах.
Синергетические представления имеют большое практическое значение при проектировании и построении систем воспитания. Соблюдение принципа самоорганизации и саморазвития в педагогической деятельности нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок учащихся и педагогов содействует формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в учебном коллективе, развитию и раскрытию неповторимой индивидуальности его членов.
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий