§ 8. Выбор технологии обучения
Алгоритм выбора технологии обучения
Выбор технологии обучения – один из важнейших и наиболее трудных элементов педагогической деятельности. Осуществляя его, следует исходить из того, что каждая из технологий обучения ориентирована на определенный круг дидактических задач, но не исключает при этом косвенного решения и других попутных задач, которые могут иметь собственное технологическое решение. Поэтому необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной технологии обучения, знать ее сильные и слабые стороны и выбирать на этой основе оптимальное сочетание технологий применительно к теме учебного предмета и к определенному занятию. В процессе обучения важно выбрать генеральные технологии, носящие конкретный характер, и частные, с помощью которых обучение осуществляется как целостный процесс. Первые определяют выбор вторых. Иерархия технологий выстраивается на длительное время и реализуется в повседневной педагогической работе в виде частных технологий и методических приемов.
Необходимо также иметь в виду, что сама процедура выбора и механизм ее осуществления очень индивидуальны и вариативны. Одни педагоги при выборе технологии обучения, прежде всего, исходят из цели, результатов обучения; другие – из содержания изучаемого материала и его возможностей; третьи – из анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов обучения, системы доказательств. При реализации замысла ряд преподавателей опирается преимущественно на житейский опыт, аналогии, непосредственно на интуицию. Иные соединяют опыт с анализом вариантов, используя педагогические принципы, законы и подходы.
Однако все преподаватели, добивающиеся успеха в работе, при выборе технологии обучения учитывают следующие факторы:
ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучениятемы, раздела;
содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала, егообразовательные и развивающие возможности;
уровень развития учащихся, их интеллектуальные возможности;
уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изучаемому материалу;
возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической компетентности;
наличие оборудования и дидактических средств;
лимит времени (продолжительность учебного занятия).
Приведем примерные этапы принятия решения о выборе технологии обучения, примерный алгоритм выбора (табл. 13)!.
Таблица 13
Алгоритм выбора технологии обучения (по В.И. Загвязинскому)
Этап | Содержание педагогической деятельности |
1 | Осознание или актуализация цели, общих задач изучения курса, раздела, темы |
2 | Анализ характера и возможностей изучаемого материала. Материал оценивается по разным параметрам: а) по уровню значимости: мировоззренческий, общенаучный, межпредметный, тематический, локальный; б) по характеру: теоретический или практический; в) по уровню сложности: высокий, средний, низкий |
3 | Анализ учебных возможностей обучаемых: уровень их знаний и умений, характер накопленного опыта, степень подготовленности и степень интереса к изучению соответствующего материала |
4 | Определение конкретных задач занятия: образовательных, в том числе развивающих, включающих в себя ориентацию на определенный уровень деятельности, который необходимо сформировать (репродуктивная, алгоритмическая, продуктивная деятельность) |
5 | Принятие предварительного решения о предпочитаемой технологии обучения |
6 | Корректировка и конкретизация принятого решения с учетом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений преподавателя |
Условия выбора технологии обучения
Рассмотрим, как осуществляется выбор технологии обучения, адекватно соответствующей цели изучения раздела или темы.
1. Если цели изучения раздела, темы не превосходят уровня усвоения, то вполне уместной, хотя и не лучшей, будет репродуктивная технология обучения. Она включает в себя: внимательное слушание преподавателя или мастера производственного обучения; работу учащихся с учебником; наблюдения за изучаемыми
объектами, явлениями; выполнение практических действий по инструкции либо по подсказке преподавателя или мастера производственного обучения.
Если цель изучения раздела или темы – усвоение основных алгоритмовдеятельности, то технология обучения должна быть репродуктивно-алгоритми-ческой. Она предполагает учебно-познавательную деятельность, включающуюв себя конспектирование учебного материала, выступления с докладом (сообщением), решение типовых задач, участие в дидактических играх.
Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование опытапоисковой, эвристической деятельности, то следует избрать эвристические технологии обучения, в которых доминируют дидактические методики с использованием проблемного обучения, деловых игр, реального проектирования, разбора нетиповых производственных ситуаций.
Если в цели изучения раздела, темы входит формирование творческого технологического мышления, то необходимы творческие технологии обучения, основой которых являются методы освоения опыта творческой деятельности: ситуация затрудненных условий; групповое решение творческих задач; коллективное стимулирование творческого поиска («мозговой штурм», синектика; метод морфологического анализа и синтеза технологических решений; функционально-стоимостный анализ; метод «АРИЗ-ТРИЗ» – теория решений изобретательских задач и др.).
Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умение осуществлять обработку информации, то должны применяться новые информационные технологии: автоматизированные обучающие системы; интерактивные программы; технологии мультимедиа; гипертекстовые технологии; телекоммуникационные проекты и др.
Основными условиями применения технологий обучения на практике являются: последовательность действий, своевременность включения в учебный процесс, адекватность целям и психолого-педагогическим условиям. Каждая выбранная технология обучения должна осуществляться на основе ряда факторов педагогического процесса:
структурирования учебной информации;
предметности изучения;
образовательной, а также психологической готовности учащихся;
субъективности педагогических учебных действий;
комплиментарности действий преподавателя и учащихся;
синхронности учебного процесса;
применения системы дидактических средств обучения.
Следует при этом иметь в виду, что выбранные и реализуемые технологии обучения должны создавать информационную образовательную среду. Необходимо, чтобы учащиеся принимали ее на положительной мотивационной основе: методы и средства учебной работы должны восприниматься ими как свободно выбранный способ деятельности, а поиск решения задачи – приносить удовлетворение.
Критерии оценки технологии обучения
При выборе новых технологий обучения необходимо учитывать критерии их эффективности. Предлагаемая О.Б. Хововым система критериев оценки новых технологий обучения позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры обучения в учреждениях профтехобразования. Отличительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную технологию обучения не только на этапе оценки результатов, но и на этапах проектирования и функционирования. О.Б. Ховов выделяет три группы критериев1.
1. Критерии оценки технологии на этапе проектирования;
возможность разделения процесса обучения на связанные между собой процедуры, операции, этапы;
алгоритмичность;
технологическая последовательность выполнения операций и процедур;
критерий управления процессом обучения.
2. Критерии оценки технологии обучения на этапе функционирования:
оценка содержания обучения;
оценка использования методов обучения;
оценка используемой системы дидактических средств;
оценка организации обучения.
3. Критерии эффективности результатов обучения:
усвоение знаний: глубина, системность, осознанность знаний, объем усвоенных знаний, скорость усвоения учебного материала, прочность и точность усвоения учебного материала;
сформированность ориентировочной основы деятельности: правильность составления учащимися учебно-инструкционной карты; полнота информации, представленная в заполненных учащимися картах; самостоятельность заполнения учебно-инструкционных карт;
сформированность профессиональных навыков и умений: направленность выполняемых действий; рациональность организации труда и рабочего места; самостоятельность в работе; соблюдение правил техники безопасности; применимость теоретических знаний при выполнении заданий; применение передовых методов труда новаторов; сложность выпускаемой продукции; рациональность построения технологического процесса; точность работы(отклонения от норматива); время, отводимое на выполнение задания; процент брака в работе (количество ошибок при выполнении задания); выполнение норм выработки; соблюдение норм расхода материала; рациональный выбор оборудования и инструментов.
В целом эффективность новых технологий обучения определяется возможностью использовать всю совокупность приведенных критериев. Однако, прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо провести мысленный эксперимент, проследить влияние педагогических действий, определить эффективность технологии, ее полезность, а также интенсивность действия.
Реализация сформированных требований к выбору и применению технологий обучения возможна при высоком уровне профессионализма преподавателей профессионального образовательного учреждения, их интеллектуальной, педагогической культуры.
Итак, сформулируем выводы.
Эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения.
Выбор технологии обучения диктуется целым рядом обстоятельств, которые не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями.
Выбор технологии обучения определяется рядом факторов: содержание мучебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.
Вопросы и задания для самоконтроля
Охарактеризуйте сущность, функции и принципы профессионального обучения.
Раскройте сущность понятия технологии обучения.
Охарактеризуйте основные теоретические положения модульных технологийобучения.
Сформулируйте основные требования, предъявляемые к процессу проектированиямодульных технологий обучения.
Каковы основные цели, функции и содержание инновационных технологий обучения в профессиональной школе?
Объясните сущность теории стадийного обучения.
Дайте характеристику достоинствам и недостаткам основных систем производственного обучения.
Какие модели дистанционного обучения использовались в мировой практике последние двадцать лет? В чем их специфика?
Что характерно для интернет-курсов дистанционного обучения по различнымучебным предметам?
10. Сформулируйте основные требования к содержанию курсов дистанционного обучения в общедидактическом плане.
Литература для самостоятельной работы
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособ. – М: Изд. центр «Академия», 2001. - С. 126-130.
Левина ММ. Технологии проф.-пед. образования: Учеб. пособ. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. - С. 223-243.
Профессиональная педагогика: Учеб. – М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1999. - С. 397-403.
Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психол.-пед. справочник преподавателя высш. школы. - М.: Пед. о-во России, 1999. - С. 223-230.
Симоненко ВД., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии: Учеб. пособ. – Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. - С. 57-80.
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 391-396.
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий