§ 1. Сущность и содержание процесса воспитания
Процесс воспитания
Воспитание занимает важное место в целостном педагогическом процессе. Оно проявляется там, где формирование личности имеет управляемый характер, где воспитатели и воспитуемые руководствуются сознательными намерениями,
действуют по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами.
Воспитание – одно из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к пониманию этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и узком смысле этого слова. Воспитание в широком смысле представляется как «совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей»1. В этом значении воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Современная программа воспитания личности опирается на те социальные роли, которые приходится исполнять в обществе каждому человеку: семьянину, труженику, гражданину и т. д. В этом и проявляется общественная направленность воспитания. Реализуя этот принцип, важно добиться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. Деятельность, к которой привлекаются воспитанники, должна оказывать воспитывающее воздействие. При этом необходимо формировать у них общественно-ценные мотивы деятельности.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей (схема 1). Прежде всего, это целенаправленность. Наиболее эффективной является такая организация воспитательного процесса, при которой цель воспитания превращается в цель, понятную воспитаннику. На процесс воспитания оказывают влияние многочисленные объективные и субъективные факторы, усложняющие его своим совокупным действием. И чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.
Схема 1
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так быстро обнаруживают себя, как при обучении. Воспитательный процесс, динамичный, подвижный и изменчивый, отличается длительностью. Для воспитания характерны отдаленность результатов от момента воспитательного воздействия и его непрерывность. Будучи комплексным процессом, воспитание подразумевает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненных идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи вариативность и некоторая размытость результатов, что обусловлено наличием субъективных факторов – индивидуальными различиями воспитанников, их разным социальным опытом, отношением к воспитанию. Процесс воспитания имеет двусторонний характер – прямую и обратную связь от воспитателя к воспитаннику.
В последние годы активно внедряется теория гуманистического воспитания. Осознание этой прогрессивной тенденции мирового образовательного процесса поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, таким как идейность, дисциплинированность, исполнительность, коллективизм и т. д. (основное содержание социального заказа в советский период).
Ядром новой теории воспитания стала генеалогия личности, объясняющая ее происхождение в системогенезе. В соответствии с этой теорией, развитие и становление человека как личности подчиняется системно-ролевой закономерности. Человек становится личностью, не иначе как осваивая и выполняя объективную совокупность социальных ролей: в семье, в труде и обществе – соответственно семейных, профессионально-трудовых и гражданских, в мире – геосоциальных и интерсоциальных, в «я»-сфере – эгосферных. Данные ему ходом социальной эволюции, эти роли объективны для человека.
Цели и задачи воспитания
Генеральная цель воспитания – формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно исполнять известный ряд объективной системы социальных ролей. Эта цель имеет ориентирующее значение для всех типов образовательных учреждений и для всех воспитателей, она определяет стратегию всего воспитательного процесса.
Задачи воспитания можно рассматривать как его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. д. Задачи воспитания делятся на две группы: инвариантные и вариативные.
Инвариантные задачи воспитания – это общие задачи, стоящие перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей и имеют системно-ролевую структуру. Каждая из них – составная часть генеральной цели воспитания.
Цель гуманистического воспитания ставит адекватные ей задачи:
философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смыслажизни, своего места в мире и в профессии;
оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы развития физических, духовных, профессиональных задатков и способностей, творческого потенциала;
приобщение личности к системе культурных ценностей;
раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование профессионально значимых личностных параметров;
развитие интеллектуальной и нравственной свободы личности, способнойк адекватным самооценкам и оценкам, самореализации в поведении и деятельности, умеющей принимать профессионально значимые решения;
возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма,единства этнических и общечеловеческих ценностей; воспитание уваженияк законам страны и гражданским правам личности; стремление к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
формирование отношения к труду как к социально и личностно значимойпотребности и фактору, создающему материальные блага;
развитие представлений о культуре труда и здоровом образе жизни.
По мере взросления личность осваивает все объективные социальные роли с учетом конкретных возрастных потенциалов и возможностей. На этом основании выделяются возрастные вариативные задачи, которые должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей.
В одном и том же возрасте воспитательные задачи варьируются в зависимости от типа учебного заведения: они по-своему специфичны, например, в общеобразовательной и профессиональной школе. В общеобразовательной школе формируется общая базовая культура личности, в профессиональной – воспитание носит профессиональный характер и формирует качества, присущие будущему специалисту.
Содержание профессионального воспитания
Под профессиональным воспитанием понимается процесс формирования профессионально важных качеств личности.
Профессионально значимые (важные) качества – это свойства человека, необходимые для успешного овладения той или иной профессиональной деятельностью. К ним можно отнести:
интересы, склонности, способности;
свойства темперамента, особенности характера;
особенности психических процессов: ощущений, внимания, мышления, памяти, воображения и др.;
моторно-двигательные особенности (совокупность двигательных реакций, умений и двигательных действий, свойственных человеку);
общее физическое развитие, состояние здоровья и т. д.
Есть общие профессионально значимые качества. Например, для любого специалиста необходимы такие качества, как высокий профессионализм, профессиональная компетентность, организованность и исполнительность, творческое отношение к делу, деловитость, предприимчивость, стремление к разумному риску и др.
Одновременно конкретные типы профессий и отдельные профессии предъявляют к человеку специфические требования. Например, для тех, кто занимается профессиональной деятельностью, связанной с техникой, необходимы такие качества, как любовь к технике, технический кругозор, быстрота реакции, скорость и точность движений, эмоционально-волевая устойчивость, технический слух, физическая выносливость, распределение и концентрация внимания.
Вся воспитательная работа в профессиональном образовательном учреждении должна быть направлена на формирование общей и профессиональной культуры молодого специалиста. Это становится одной из генеральных целей профессиональной школы.
Культурный потенциал личности можно представить в виде сочетания ряда элементов:
культура жизненного самоопределения – философско-мировоззренческая подготовка; формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни; определение смысла жизни, потребности в самоактуализации, социальной и профессиональной адаптации;
интеллектуальная культура – формирование мышления, культуры умственного труда; расширение кругозора, базового фундамента знаний, общей культуры;
нравственная культура – формирование отношения к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения;
культура труда и экономическая культура – воспитание положительного отношения к труду, потребности в творческом труде, формирование экономического мышления;
правовая культура – воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культура межнациональных отношений;
экологическая культура – воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде, формирование готовности к природоохранительной деятельности;
эстетическая культура – формирование потребности в высоких культурныхи духовных ценностях, в их дальнейшем преумножении, развитии творческих способностей;
физическая культура – развитие двигательных качеств, умений и навыков, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, повышение физической и умственной работоспособности, формирование потребности в здоровом образе жизни;
культура семейных отношений – формирование готовности к семейно-брачным отношениям, установка на рождение и воспитание детей; половое и сексуальное просвещение;
профессиональная культура – овладение определенным набором профессиональных знаний, связанных с идеями, понятиями, ситуациями и фактамитой деятельности, которая избрана в качестве профессиональной (знания о производственном сырье, технике, технологиях, измерительных приборах, инструментах и т. д.).
Все названные элементы культуры личности будущего специалиста находятся в тесном и органическом сочетании.
Основными направлениями воспитательной работы в профессиональном учебном заведении являются:
гражданско-правовое воспитание (философско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости, патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения, правовой культуры, развитие общественно-политической активности);
социально-экономическое воспитание (формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению);
формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности, доброты, терпимости, формирование духовно-нравственного идеала, экологической культуры, готовности к семейной жизни);
художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, художественно-эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-эстетического творчества);
воспитание физической культуры и валеологической культуры (формирование потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни, привитие интереса к туризму);
формирование учебно-профессиональной культуры (развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально важных качеств и потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание учебной культуры, выработка индивидуального стиля учебной деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда).
Работа по формированию культуры обучаемых осуществляется в процессе преподавания всех учебных предметов, всех циклов, а также и во внеучебное время. В зависимости от типа и профиля профессионального учебного заведения делается выбор приоритетных направлений. В данном случае в качестве доминанты может, с учетом ситуации, фигурировать любой предмет специального или гуманитарного цикла.
Только интегрированная культура может способствовать формированию личности молодого специалиста и устойчивости его профессиональной судьбы. Приведем наиболее важные в этом плане показатели:
высокая конкурентоспособность воспитанника профессиональной школы в условиях острой конкурентной борьбы работников всех уровней за обеспечение рабочим местом, за качество выполняемых работ и выпускаемой продукции;
складывающаяся профессиональная интуиция, позволяющая с опережением выстраивать ряд всех компонентов трудового процесса как творческого, осознанно задействовать в нем все элементы культуры своей личности;
способность и опыт осмысленной оценки определенных явлений жизни, воспринимаемых молодыми людьми особенно болезненно и остро в силу их возрастного, психологического и социокультурного максимализма;
умение видеть в учебных предметах не только стандартизованные положения, идеи, узко научные связи, но и значительность их общекультурного смысла.
Формируя культуру молодого специалиста, нельзя оставлять без внимания вопросы истории искусства, тенденции и явления развития художественной культуры, науки и производства. Актуально обращение к проблемам экологии, делового и досугового общения и семейных отношений.
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий