logo search
Общая и профессиональная педагогика

§ 1. Сущность и содержание процесса воспитания

Процесс воспитания

Воспитание занимает важное место в целостном педагогическом процессе. Оно проявляется там, где формирование личности имеет управляемый характер, где воспитатели и воспитуемые руководствуются сознательными намерениями,

действуют по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами.

Воспитание – одно из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к пониманию этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и узком смысле этого слова. Воспитание в широком смысле представляется как «совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей»1. В этом значении воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Современная программа воспитания личности опирается на те социальные роли, которые приходится исполнять в обществе каждому человеку: семьянину, труженику, гражданину и т. д. В этом и проявляется общественная направленность воспитания. Реализуя этот принцип, важно добиться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. Деятельность, к которой привлекаются воспитанники, должна оказывать воспитывающее воздействие. При этом необходимо формировать у них общественно-ценные мотивы деятельности.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей (схема 1). Прежде всего, это целенаправленность. Наиболее эффективной является такая организация воспитательного процесса, при которой цель воспитания превращается в цель, понятную воспитаннику. На процесс воспитания оказывают влияние многочисленные объективные и субъективные факторы, усложняющие его своим совокупным действием. И чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Схема 1

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так быстро обнаруживают себя, как при обучении. Воспитательный процесс, динамичный, подвижный и изменчивый, отличается длительностью. Для воспитания характерны отдаленность результатов от момента воспитательного воздействия и его непрерывность. Будучи комплексным процессом, воспитание подразумевает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненных идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи вариативность и некоторая размытость результатов, что обусловлено наличием субъективных факторов – индивидуальными различиями воспитанников, их разным социальным опытом, отношением к воспитанию. Процесс воспитания имеет двусторонний характер – прямую и обратную связь от воспитателя к воспитаннику.

В последние годы активно внедряется теория гуманистического воспитания. Осознание этой прогрессивной тенденции мирового образовательного процесса поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, таким как идейность, дисциплинированность, исполнительность, коллективизм и т. д. (основное содержание социального заказа в советский период).

Ядром новой теории воспитания стала генеалогия личности, объясняющая ее происхождение в системогенезе. В соответствии с этой теорией, развитие и становление человека как личности подчиняется системно-ролевой закономерности. Человек становится личностью, не иначе как осваивая и выполняя объективную совокупность социальных ролей: в семье, в труде и обществе – соответственно семейных, профессионально-трудовых и гражданских, в мире – геосоциальных и интерсоциальных, в «я»-сфере – эгосферных. Данные ему ходом социальной эволюции, эти роли объективны для человека.

Цели и задачи воспитания

Генеральная цель воспитания – формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно исполнять известный ряд объективной системы социальных ролей. Эта цель имеет ориентирующее значение для всех типов образовательных учреждений и для всех воспитателей, она определяет стратегию всего воспитательного процесса.

Задачи воспитания можно рассматривать как его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. д. Задачи воспитания делятся на две группы: инвариантные и вариативные.

Инвариантные задачи воспитания – это общие задачи, стоящие перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей и имеют системно-ролевую структуру. Каждая из них – составная часть генеральной цели воспитания.

Цель гуманистического воспитания ставит адекватные ей задачи:

По мере взросления личность осваивает все объективные социальные роли с учетом конкретных возрастных потенциалов и возможностей. На этом основании выделяются возрастные вариативные задачи, которые должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей.

В одном и том же возрасте воспитательные задачи варьируются в зависимости от типа учебного заведения: они по-своему специфичны, например, в общеобразовательной и профессиональной школе. В общеобразовательной школе формируется общая базовая культура личности, в профессиональной – воспитание носит профессиональный характер и формирует качества, присущие будущему специалисту.

Содержание профессионального воспитания

Под профессиональным воспитанием понимается процесс формирования профессионально важных качеств личности.

Профессионально значимые (важные) качества – это свойства человека, необходимые для успешного овладения той или иной профессиональной деятельностью. К ним можно отнести:

Есть общие профессионально значимые качества. Например, для любого специалиста необходимы такие качества, как высокий профессионализм, профессиональная компетентность, организованность и исполнительность, творческое отношение к делу, деловитость, предприимчивость, стремление к разумному риску и др.

Одновременно конкретные типы профессий и отдельные профессии предъявляют к человеку специфические требования. Например, для тех, кто занимается профессиональной деятельностью, связанной с техникой, необходимы такие качества, как любовь к технике, технический кругозор, быстрота реакции, скорость и точность движений, эмоционально-волевая устойчивость, технический слух, физическая выносливость, распределение и концентрация внимания.

Вся воспитательная работа в профессиональном образовательном учреждении должна быть направлена на формирование общей и профессиональной культуры молодого специалиста. Это становится одной из генеральных целей профессиональной школы.

Культурный потенциал личности можно представить в виде сочетания ряда элементов:

Все названные элементы культуры личности будущего специалиста находятся в тесном и органическом сочетании.

Основными направлениями воспитательной работы в профессиональном учебном заведении являются:

Работа по формированию культуры обучаемых осуществляется в процессе преподавания всех учебных предметов, всех циклов, а также и во внеучебное время. В зависимости от типа и профиля профессионального учебного заведения делается выбор приоритетных направлений. В данном случае в качестве доминанты может, с учетом ситуации, фигурировать любой предмет специального или гуманитарного цикла.

Только интегрированная культура может способствовать формированию личности молодого специалиста и устойчивости его профессиональной судьбы. Приведем наиболее важные в этом плане показатели:

Формируя культуру молодого специалиста, нельзя оставлять без внимания вопросы истории искусства, тенденции и явления развития художественной культуры, науки и производства. Актуально обращение к проблемам экологии, делового и досугового общения и семейных отношений.