Основные модели дистанционного обучения
№п/п | Название | Характеристика модели | |||
1 | 2 | 3 | |||
1 | Обучение по типу экстерната | Обучение ориентировано на экзаменационные требования профессиональных учебных заведений, предназначенных для обучаемых, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения | |||
2 | Университетское обучение (на базе одного университета) | Система обучения учащихся на расстоянии, заочно или дистанционно, на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Учащимся предлагаются помимо печатных пособий аудио- и видеокассеты, CD-диски, разработанные ведущими преподавателями этих университетов (для системы заочного обучения) | |||
3 | Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений | Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими | |||
4 | Обучение в специализированных образовательных учреждениях | Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов | |||
5 | Автономные обучающие системы | Обучение в рамках подобранных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, CD-ROM-дисков, а также дополнительных печатных пособий. Это программы самообразования | |||
6 | Неформальное интегрированное обучение на основе мультимедийных программ | Данные программы самообразования ориентированы на обучение взрослой аудитории, которая по разным причинам не смогла закончить школьное или профессиональное образование |
|
3) дать качественное образование по различным направлениям программ школьного и профессионального образования.
Дистанционное обучение в системе профессиональной школы может быть адресовано различным категориям обучающихся:
самостоятельно изучающим какой-либо курс учебной программы, не преподававшийся в их профессиональной школе;
желающим углубить свои знания по какому-то предмету или разделу программы (например, тем, кто готовится поступать в вуз или не удовлетворен уровнем преподавания в своем профессиональном учебном заведении);
желающим ликвидировать пробелы в своих знаниях, возникшие из-за значительного пропуска занятий по болезни;
больным детям, инвалидам, не имеющим возможности посещать профессиональное учебное заведение;
желающим получить дополнительное образование по полному учебному курсу в зарубежном профессиональном заведении или желающим изучать какой-то конкретный курс зарубежной профессиональной программы.
Основные характеристики дистанционного обучения
К концептуальным характеристикам дистанционного обучения относятся следующие положения.
Дистанционное обучение использует в качестве технологической основы современные информационные технологии и средства массовой коммуникации, как уже привычные (радио, телевидение, в том числе кабельное, факс), так и новейшие (аудио-, теле- и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).
Высокая интерактивность дистанционного обучения, обеспеченная широким использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий: электронной почты, телеконференций, диалогов в режиме реального времени и т. д. Курсы дистанционного обучения обеспечивают максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставляют возможность группового обучения.
3. Дистанционное обучение создает условия для организации современного процесса обучения со всеми атрибутами, характеризующими данный процесс как учебный:
возможность при необходимости разъяснения учебного материала преподавателем;
оперативное и систематическое взаимодействие в течение всего периода обучения с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами и обучающихся – между собой;
групповая работа по типу «обучения в сотрудничестве» с участниками данного курса при использовании всего многообразия проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, а также применение новейших педагогических технологий: метода проектов, разноуровнего обучения, модульного обучения и пр.;
оперативный и итоговый контроль успешности обучения со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, рефератов, электронных презентаций, творческих работ.
В центре процесса дистанционного обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого: он должен прежде всего научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для этого средства и источники информации, уметь работать с этой информацией, владеть способами познавательной деятельности, которые могут применяться в дальнейшем, при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т. д.
Курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов. Структурирование курса должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознать свое продвижение от этапа к этапу (схема 3).
Учебный курс дистанционного обучения предваряется справкой, содержащей общие сведения о нем.
В пакет курса включаются анкеты для знакомства с потенциальным учащимся и тесты для определения исходного уровня его обученности. Формирование групп сотрудничества происходит на основе данных анкетирования (учитываются личностные качества учащихся), а также результатов тестирования (уровень обученности по данной теме). В курсе предусматриваются ссылки на автономные справочные материалы, разработанные для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов.
Каждый модуль курса представляет собой логически завершенный отрезок темы и учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на ее усвоение с заданными целями.
Схема 3
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий