logo search
Общая и профессиональная педагогика

Основные модели дистанционного обучения

№п/п

Название

Характеристика модели

1

2

3

1

Обучение по типу экстерната

Обучение ориентировано на экзаменационные требования профессиональных учебных заведений, предназначенных для обучаемых, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения

2

Университетское обучение (на базе одного университета)

Система обучения учащихся на расстоянии, заочно или дистанционно, на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Учащимся предлагаются помимо печатных пособий аудио- и видеокассеты, CD-диски, разработанные ведущими преподавателями этих университетов (для системы заочного обучения)

3

Обучение,

основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений

Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими

4

Обучение в специализированных образовательных учреждениях

Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов

5

Автономные обучающие системы

Обучение в рамках подобранных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, CD-ROM-дисков, а также дополнительных печатных пособий. Это программы самообразования

6

Неформальное интегрированное обучение на основе мультимедийных программ

Данные программы самообразования ориентированы на обучение взрослой аудитории, которая по разным причинам не смогла закончить школьное или профессиональное образование

3) дать качественное образование по различным направлениям программ школьного и профессионального образования.

Дистанционное обучение в системе профессиональной школы может быть адресовано различным категориям обучающихся:

Основные характеристики дистанционного обучения

К концептуальным характеристикам дистанционного обучения относятся следующие положения.

  1. Дистанционное обучение использует в качестве технологической основы современные информационные технологии и средства массовой коммуникации, как уже привычные (радио, телевидение, в том числе кабельное, факс), так и новейшие (аудио-, теле- и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).

  2. Высокая интерактивность дистанционного обучения, обеспеченная широким использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий: электронной почты, телеконференций, диалогов в режиме реального времени и т. д. Курсы дистанционного обучения обеспечивают максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставляют возможность группового обучения.

3. Дистанционное обучение создает условия для организации современного процесса обучения со всеми атрибутами, характеризующими данный процесс как учебный:

  1. В центре процесса дистанционного обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого: он должен прежде всего научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для этого средства и источники информации, уметь работать с этой информацией, владеть способами познавательной деятельности, которые могут применяться в дальнейшем, при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т. д.

  2. Курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов. Структурирование курса должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознать свое продвижение от этапа к этапу (схема 3).

Учебный курс дистанционного обучения предваряется справкой, содержащей общие сведения о нем.

В пакет курса включаются анкеты для знакомства с потенциальным учащимся и тесты для определения исходного уровня его обученности. Формирование групп сотрудничества происходит на основе данных анкетирования (учитываются личностные качества учащихся), а также результатов тестирования (уровень обученности по данной теме). В курсе предусматриваются ссылки на автономные справочные материалы, разработанные для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов.

Каждый модуль курса представляет собой логически завершенный отрезок темы и учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на ее усвоение с заданными целями.

Схема 3