Виды адаптации
В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации.
Так, адаптация человека может подразделяться на биологическую (адаптация организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды, температуре. влажности, атмосферному давлению, холоду, жаре и др. физическим факторам, а также к изменениям в организме, например, заболеванию, дисфункции какого-либо органа; в целом процессы адаптации направлены на сохранение функций гомеостаза) и психологическую (приспособление человека как социального существа, личности к определенным нормам, условиям, принципам, этикету в обществе в соответствии с требованиям самого общества, а также с учетом личностью своих собственных индивидуальных качеств, особенностей психики в целях адаптации, под возникающие условия - требования самого общества в процессе коммуникации).
По другой классификации выделяют следующие виды адаптации (Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. Минск, 1998.):
-физиологическая (взаимодействие различных систем организма), например сенсорная адаптация - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Сенсорная адаптация может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темповая и световая адаптация). Она характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого процесса, избирательностью (селективностью) изменений по отношению к адаптирующему воздействию.
Как вариант сенсорной адаптации выделяют адаптацию визуальную — приспособление чувствительности глаза к различным условиям освещения; дифференцируют адаптацию к темноте, сумраку, к нормальной иллюминации, которые могут происходить - длиться, в течение одной или нескольких минут или же в течение более длительного времени.
-биологическая - изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий;
-психологическая - приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний (например, повышение чувствительности глаза в темноте);
-социально-психологическая - приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе.
Под социальной адаптацией понимают I) постоянный процесс активного приспособления индивида к устойчивым или изменяющимся условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. 3) выработка стереотипов поведения в стандартной ситуации (решать проблемы без внутреннего дискомфорта).
Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.
Например, в педагогической практике большое значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Как правило, ребенок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, которые должны активно способствовать физическому и психическому развитию ребенка и, что особенно важно, формированию у него навыков общения.
- Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- Структура информационного поля коррекционной педагогики.
- Аспекты реализации педагогической информации.
- Предмет и предметная область обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
- Тема 2. Терминологический аппарат коррекционной педагогики.
- Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
- Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
- Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
- Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
- Тема 3. Категория коррекции в олигофренопедагогике
- Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
- Механизмы коррекции
- Предметность и результативность коррекции
- Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 4: Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Определение понятия «адаптация».
- Факторы, определяющие успешность адаптации.
- Виды адаптации
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 5. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
- 1. Понятие «умственная отсталость»
- Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
- Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
- Понятие «задержка психического развития».
- Классификация зпр к.С. Лебединской.
- Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
- Занятие 6
- Тема 6. Системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
- 2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 3. Классификация педагогических систем
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2 Слой: увп 2 слой: увп
- 6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
- 4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- 7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 7. Интеграция и дифференциация в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
- Педагогическое понимание интеграции.
- Этапы развития интеграции.
- Виды и модели интеграции
- Комбинация 2 типов интеграции:
- Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
- Уровни интеграции.
- 5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
- Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 8. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс.
- 1. Подходы к определению понятия «воспитание».
- Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Понятие «принцип» воспитания
- 5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
- Тема 9. Система методов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Определение метода воспитания.
- 2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
- 2.1. Методы формирования сознания личности
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
- Тема 10. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
- Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
- Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
- Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
- Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 11. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью как многокомпонентная система.
- 1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
- 2. Системный характер процесса обучения.
- 3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
- 5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 12. Содержание образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие «содержание образования».
- 2. Государственный образовательный стандарт
- 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
- 3.1. Учебный план.
- Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
- Тема 13. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
- 4. Понятие « метод» обучения.
- 5. Классификация методов обучения.
- 6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 6.1. Словесные методы.
- Тема 14. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Понятие «формы организации обучения».
- 2. Урок как основная форма обучения
- 3. Типы и структура уроков
- Подготовка учителя к уроку.
- 5. Другие формы организации обучения.
- Библиография: