logo search
книга мельник

2.4 Обучение дошкольников рассказыванию на наглядной основе

  1. Особенности восприятия картин детьми дошкольного возраста.

  2. Организация работы по обучению детей младшего дошкольного возраста рассказыванию на наглядной основе на подготовительном этапе.

  3. Структура и содержание занятий по обучению детей составлению рассказов по игрушкам, предметам, картинам.

1. Важность наглядности в работе по развитию речи детей дошкольного возраста признаётся всеми педагогами и психологами. Еще Я.А. Коменский говорил о том, что знакомство детей с предметами и их изображениями развивает «восприятие чувств». К.Д. Ушинский указывал на роль наглядности в развитии любознательности, мышления и «дара слова». Современные психологи (А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко) связывают использование наглядности с формированием конкретных представлений и понятий, обогащением чувственного опыта, а также с развитием восприятия, образной памяти. К наглядным средствам, которые активно используются для развития связной речи, относятся игрушки, предметы, картины, модели и схемы.

Игрушки вызывают у детей яркие эмоции, желание активно с ними действовать, играть и активизируют речевые высказывания. Для занятий по обучению рассказыванию рекомендуется использовать новую игрушку, с которой дети прежде не играли, но которая несет уже знакомый детям образ (куклы, мягкие игрушки животных, машинки). Игрушка должна отражать настоящие признаки реального предмета (цвет, форму, соотношение частей, деталей), чтобы у детей сформировалось правильное представление об окружающих предметах. Для детей младшего возраста используют на занятии одну-две игрушки, так как внимание детей неустойчиво и легко переключается с одного объекта на другой. В средней группе можно использовать две однотипные игрушки для составления сравнительного рассказа. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут составлять сюжетный рассказ по набору игрушек, так же можно предложить детям выбрать игрушку из ряда предложенных для придумывания своего рассказа или сказки.

Реальные предметы, используемые для обучения детей рассказыванию, должны вызывать интерес у ребенка, вместе с тем они должны быть знакомы детям по функциям, по назначению. Составить рассказ ребенок сможет только о том, что хорошо знает. Например, предметы посуды, одежды, обихода (часы с кукушкой). При сравнении предметов необходимо направить детей на выделение сходных признаков и обобщение предметов в определенные группы (посуда, одежда).

Особенность восприятия детьми игрушек и предметов состоит в том, что они в первую очередь обращают внимание на яркие признаки и детали, которые не всегда являются существенными. Поэтому при рассматривании предметов необходимо показывать детям и называть основные признаки и части. Для привлечения различных анализаторов к обследованию предметов необходимо дать игрушку или предмет ребенку в руки, чтобы он почувствовал качества, смог выполнить какие-то действия и отобразить все это в речевых высказываниях.

Для обучения детей рассказыванию в детском саду используют предметные и сюжетные картины на темы, близкие опыту ребенка: «В детском саду», «На улице», «Времена года», «Домашние животные» и др. Кроме того, для составления детьми рассказа-повествования, начиная со среднего дошкольного возраста, используются серии сюжетных картин – это 3-5 картинок, объединенных одним сюжетом. Например, сюжет «Щенок»: на первой картинке – щенок мокнет под дождем на улице, не второй – девочка проходит рядом со щенком, на третьей – девочка кормит дома щенка, на четвертой – щенок играет с девочкой в мяч. В работе с детьми старшего дошкольного возраста могут использоваться и репродукции картин известных художников. На занятии по обучению рассказыванию детям предлагают, чаще всего, одну картину (или одну серию картин). Исключение составляют занятия по сравнению картин (например, времена года), на которых дети составляют сравнительные рассказы.

Картины для обучения детей рассказыванию должны быть яркими, красочными, вызывать положительный эмоциональный отклик и стимулировать речевые высказывания ребенка. На занятиях используются цветные картины, причем цвета соответственно реальной жизни. Исключение составляют иллюстрации к художественным произведениям, которые отображают особенности содержания литературного текста.

При организации занятий по обучению детей рассказыванию по картинам следует учитывать возрастные особенности восприятия картин дошкольниками. Особенность восприятия картин детьми младшего дошкольного возраста заключается в том, что они не понимают перспективного изображения (уменьшения размеров удаленных предметов на заднем плане картины). Только к 5-6 годам дети осознают специфику изображения удаленных объектов. С возрастными особенностями восприятия связано и количество предметов (объектов) на картине: чем меньше ребенок, тем меньше объектов на картине. Для младших дошкольников рекомендуется 3-4 объекта на картине, для старших – до 7-8. Детям младшего дошкольного возраста свойственны сенсорно-моторные способы восприятия, поэтому им хочется взять картинку в руки, дотронуться до нее, поводить по ней пальчиком. Следует приучать малышей к зрительному восприятию картины, к рассматриванию с речевыми высказываниями.

На занятии важно правильно расположить картину и разместить детей. Картину располагают на мольберте или на доске (на стене) против света. Дети могут располагаться сидя на стульчиках, на ковре или стоя полукругом на расстоянии 1,5 – 2,5 метра от картины. Для показа объектов на картине педагог должен пользоваться указкой и приучать к этому детей. Нецелесообразно усаживать детей за столы при рассматривании картины. Если на занятии используются две картины, дети вместе с воспитателем могут переходить от одной картины к другой. Очень стимулирует речевые высказывания показ ребенком объектов на картине. Картину можно поместить в группе за 1-2 дня до занятия, чтобы дети смогли ее хорошо рассмотреть. Возможен и первый показ картины непосредственно на занятии. После занятия рекомендуется оставить картину в группе на 4-5 дней для индивидуальной работы с детьми и самостоятельного рассматривания детей.

2. Последовательность работы по обучению детей младшего дошкольного возраста умению строить связные высказывания на наглядной основе:

  1. Обучение называнию предметов.

  2. Выделение всех признаков предметов (внешних и внутренних, главных и второстепенных).

  3. Составление совместного описания.

  4. Составление совместного повествования.

  5. Переход к самостоятельному рассказыванию.

Во 2-й младшей группе О.С. Ушакова предлагает использовать на занятиях не полный образец рассказа воспитателя, а прием совместного составления рассказа ребенка с педагогом. Таким образом, можно научить детей различным вариантам построения предложения, синонимической замене слов. Например, после рассматривания картины «Катаемся на санках» воспитатель начинает рассказ: «Мама и дети гуляют. Старший брат Дима посадил Таню на санки. Он …». Так детям задается цепная местоименная связь, и дети продолжают рассказ. Метод совместного рассказывания позволяет учить детей интонационному завершению предложения и различным типам связи между предложениями. Схема рассказа составляется взрослым так, чтобы натолкнуть ребенка на описание (Это … кошка. Она … серая.) или на повествование (Побежала собака … Встретила она … и стала …).

При обучении составлению рассказов описаний важно привлечь внимание ребенка к отдельным признакам предмета, предлагая найти на картинке, на столе описываемые предметы. Для этого используются упражнения типа: «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь?». В них сначала указывают один-два признака. Затем их число увеличивается до 3-4. Ряд игр направлен на обучение детей умению выделять объект и его признаки: «Что за овощ?», «Что у кого», «Скажи какой». Для этих игр сначала подбирают яркие игрушки с большим количеством новых внешних признаков, а затем используют предметы (овощи, фрукты, одежда, посуда), описывая которые дети называют не только видимые признаки, но и добавляют свои знания о свойствах предметов (яблоко спелое, сочное, сладкое; в варежках зимой тепло).

Для составления рассказов-повествований важно научить детей называть предшествующие и последующие действия, события. В таких играх, как: «Что сначала, что потом», «Добавь слово», дети учатся передавать последовательные действия в форме распространенного предложения с однородными сказуемыми (девочка проснулась и стала умываться; зайчик испугался и убежал).

Постепенно основная часть совместных рассказов усложняется, вводятся элементы подробного описания, распространение действий героев. Логико-синтаксическая схема, предлагаемая педагогом ребенку, по сути является планом рассказа, который определяет не только содержание, но и последовательность предложений, связь между частями рассказа. Например: «Это … Он … У него есть … С ним можно играть …», или «Пришла мама… Она купила Алеше … Она была … Алеша захотел … Тут пришел … Они стали …». В сюжет рассказов вводят глаголы, которые образуют семантические пары: спросил – ответил; побежал – догнал; закричал – обиделся. Параллельно должна проводиться работа над интонационной выразительностью рассказов детей. Малышей учат правильно использовать интонацию вопроса, просьбы, восклицания, с помощью которых можно передавать разговор героев.

Для формирования у детей представлений о структуре рассказа педагогу необходимо постоянно использовать термины «начало», «середина», «конец» рассказа. Привлечь внимание детей к структуре текста можно в игре «Размытое письмо», где в рассказе пропущена какая-либо часть, например, середина (Побежала кошка за мышкой… и выскочила мышка с другой стороны), а также в игре «Кто знает, тот дальше продолжает».

В старшем дошкольном возрасте для формирования осознания детьми структуры рассказа может использоваться модель (круг, разделенный на три части).

3. Обучение рассказыванию является сложным видом речевой деятельности для ребенка. Поэтому не стоит включать задачу по составлению с детьми рассказов на наглядной основе в комплексные занятия, где проводится работа по формированию элементарных математических представлений, по ознакомлению с природой или изобразительная деятельность. Интегрированные занятия способствуют развитию у детей целостного восприятия окружающего и развитию многих речевых умений и навыков (словарь, звукопроизношение, овладение грамматическими нормами). Однако связная монологическая речь является сложным комплексным видом речевой деятельности и требует специального, целенаправленного обучения.

Обучение детей составлению рассказов является главной задачей на занятии, однако не стоит забывать и об остальных направлениях речевого развития дошкольников. Как правило, на речевых занятиях задачи решаются в комплексе: лексические (развитие словаря), грамматические (согласование слов во фразах, построение предложений) и фонетические (выразительное рассказывание).

Структура занятия традиционно включает три части.

В первой части занятия дети знакомятся с наглядными средствами. Очень важен момент появления перед детьми игрушки, предметов или картины. В младшем дошкольном возрасте рекомендуется применять игровые приемы («Игрушка спряталась», «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек», «Кто к нам в гости пришел?»). Начиная со средней группы можно использовать загадки, другие малые формы фольклора (потешки, приговорки) и небольшие по объему стихотворения, чтобы вызвать интерес к наглядным объектам, привлечь внимание детей к ним. В старшем дошкольном возрасте в начале занятия можно задать детям поисковый вопрос или проблемную ситуацию, разобраться в которой помогут наглядные средства. Например, «В магазине игрушек перепутались таблички с указанием товара, давайте поможем продавцу и рассортируем: к какой игрушке какая табличка относится».

В основной части занятия проводится последовательно работа по рассматриванию наглядных средств и по обучению детей составлению рассказов.

Рассматривание предметов начинается с выделения основных признаков (цвет, форма, материал), существенных деталей. Важно, чтобы педагог показывал и одновременно называл части и детали. К показу и называнию следует привлекать детей. В младшей группе используются приемы сопряженной и отраженной речи, дети учатся отвечать на простые вопросы типа: что это? Какого цвета? Что у него есть? Со средней группы можно вводить элементы соревнования, например: кто больше предметов найдет на картине? Кто скажет больше слов о машине? Здесь же проводятся разнообразные игры и упражнения на активизацию словаря, обучение детей построению фраз и предложений, усвоение детьми структуры рассказа.

При обучении детей составлению рассказов педагог обязательно должен четко сформулировать задачу. Например, «Мы будем рассказывать о кукле» (для детей младшей группы), «Вам надо рассказать об игрушке», «Вы можете составить рассказ по картине». Важным моментом занятия является прослушивание рассказов детей. Вначале лучше выслушать детей по их желанию, можно предложить кому-либо рассказать. Важно выслушать до конца, постараться меньше подсказывать ребенку, дать возможность ему самому высказаться. По окончании рассказ ребенка анализируется с положительной оценкой в целом и рекомендациями по усовершенствованию (для старших дошкольников). Необходимо привлечь внимание сверстников к рассказам детей и ориентировать рассказчиков на слушателей.

В третьей части занятия подводят итог работе: здесь может быть оценка рассказов детей в целом, выделение наиболее интересных высказываний детей, оценка рассказов самими детьми (для старших дошкольников). Также проводятся игры и упражнения на закрепление представлений детей о предметах, их систематизация, обобщение.

На занятии педагог успевает выслушать нескольких детей, с остальными обязательно надо составить рассказ в свободное время в течение дня. Можно предложить детям повторить рассказ для родителей, что будет способствовать закреплению навыков связной речи, полученных на занятиях. Наглядные средства, используемые на занятии могут быть оставлены в группе на несколько дней для самостоятельных игр и занятий детей, для стимулирования повторения рассказов и для индивидуальной работы с детьми.

Литература

  1. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с.

  2. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.