§ 4. Целостный педагогический процесс
Сущность и структура педагогического процесса
В научной литературе педагогический процесс определяется как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач»1. Из этого следует, что педагоги
Счастенин В.А. и др Педагогика: Учеб. пособ для студентов высш. учеб, заведений – М , 2002. - С 138
и воспитанники являются субъектами и главными компонентами педагогического процесса. Кроме того, имеются еще два компонента педагогического процесса: содержание образования (опыт, базовая культура) и педагогические средства – материальные (наглядные, технические, электронные), художественные и др.
Системообразующим фактором педагогического процесса является его цель, понимаемая как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания. Педагогическая система организуется с ориентацией на цель образования и всецело подчиняется ей. Цель образования носит конкретно-исторический характер. В современных условиях целью обучения и воспитания является создание условий для разностороннего и гармоничного развития личности.
Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с определенной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Динамической системе «педагог – воспитанник» присущи такие компоненты, как методы и организационные формы педагогической деятельности.
Метод педагогической деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.
Организационная форма педагогической деятельности – это специальная конструкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержанием, а также методами, средствами и видами деятельности. По признаку связи педагогов и воспитанников организационные формы обучения и воспитания подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные.
Педагогический процесс имеет свой результат, под которым понимается определенная степень достижения поставленной цели.
Единицей, «клеточкой», педагогического процесса является педагогическая задача, которая должна обладать всеми его существенными признаками.
Педагогическая задача – это конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Основное отличие педагогической задачи от всех других заключается в том, что ее цель и результат заключаются в изменении самого действующего субъекта, овладевающего определенными способами действия.
Педагогические задачи различаются по классам (дидактические, воспитательные), типам (оперативные, тактические, стратегические) и уровням сложности (простые, сложные). Однако все они имеют общее свойство – являются задачами социально-педагогического управления. Задачи решаются, как правило, по единой принципиальной схеме, предполагающей четыре взаимосвязанных этапа (схема 9).
Универсальной характеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие, имеющее две стороны, два взаимосвязанных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника (схема 10).
Схема 9
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий