logo search
книга мельник

2.8 Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок

  1. Методы и приемы обучения дошкольников сочинению рассказов и сказок.

  2. Своеобразие методов сочинения фантастических историй Джанни Родари.

1. В методике развития речи определяют различные этапы обучения сочинению сказок: пересказ, соединение сказочных сюжетов (контаминация или компиляция), самостоятельное сочинение, обогащение литературного опыта, обучение приемам создания сказок, обобщение и систематизация знаний об особенностях жанра. В качестве основных приемов обучения выступают: продолжение рассказа воспитателя, сочинение на предложенную и самостоятельно выбранную тему, введение фантастических элементов в реалистический сюжет.

Для обучения детей придумыванию новых сказок на подготовительном этапе целесообразно использовать игры на основе знакомых литературных произведений:

- игры на сравнение: «Что общего?» (сравнить сюжеты похожих сказок «Теремок» и «Рукавичка», «Морозко» и «Госпожа метелица»), «Кто на свете всех милее» (выявление и описание красавиц из сказок Золушки, Белоснежки, Спящей царевны и др.);

- игры на обобщение: «Что в дороге пригодиться» (на основе анализа волшебных предметов дети придумывают предметы-помощники);

- игры на моделирование: «Где чей дом?» (дети учатся придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов-моделей), «Где спрятался герой» (дети учатся распознавать в абстрактных фигурах героев сказок, например три круга разной величины – три медведя, семь одинаковых треугольников и один большой – волк и семеро козлят).

При обучении детей сочинению часто используется прием придумывания продолжения истории. Для обозначения сюжета в истории с продолжением можно использовать малые фольклорные формы: пословицы, считалки, потешки, загадки.

Меткая, краткая, но емкая по содержанию форма пословицы является прекрасным вспомогательным материалом для сочинения. Например, «Хочешь кататься, умей и саночки возить»: педагог предлагает детям начало рассказа: «Зимой выпало много снега, и во дворе была большая горка. Сережа взял санки и вышел на улицу…»

Считалка лаконична, с легкой рифмой и близким детям сюжетом, часто используется в играх детей. По знакомой детям считалке «Эники-беники ели вареники…» можно предложить детям начало сказочной истории: «Жили-были два друга Эник и Беник. Они очень любили вареники. Однажды…»

При загадывании загадки педагог обращает внимание детей на образные средства, помогает проанализировать их, а после отгадывания загадки предлагает сюжет. Например, по загадке «Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе» начало сказки «Вата спускалась все ниже и ниже, а дождя все не было. И вдруг наступило…»

Большие возможности для детского творчества заложены в небылицах. К. Чуковский отмечал, что эти произведения построены на опрокидывании норм, на забавном перепутывании функций и признаков предметов. Вначале детей знакомят с литературными небылицами (К. Чуковский «Путаница», Э. Успенский «Память» и др.), предлагают найти в тексте несоответствия. Затем дети сами придумывают необычные выражения, названия героев и места действия, например: «Жила-была госпожа Поварешка в городе Кастрюлькин…»

Оригинальные методы составления сказок с детьми предлагают педагоги, работающие по методике ТРИЗ. Активно используется для обучения дошкольников творческому сочинению прием оживления неодушевленных предметов. Герои таких сочинений – игрушки («Бал Кукол») или предметы быта («Как поссорились вилка с ложкой», «День рождения кровати»).

Для коллективного придумывания сказочной истории используют прием цепочки. При этом первый ребенок называет одно слово, следующий – другое слово и связывает его с предыдущим. Например, первое слово «слон», второе – «шкаф», сказка начинается: «Однажды слон решил купить себе шкаф…». Далее третий ребенок называет слово «лес» и связывает его с предыдущим: «Шкафы продавались только в лесу». Так пока каждый ребенок не придумает по одному предложению.

При помощи модели «волшебный экран» можно выделить сказки, сюжет которых основывается на подробном описании разных периодов жизни персонажа и изменений, происходящих с ним. Например, история про Маугли. Дети вместе со взрослым придумывают персонаж и обсуждают черты его характера, его поведение в детстве, ближайшее окружение в этот период. Обсуждаются поступки героя, когда он стал взрослым, его качества (целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности). Затем формулируются выводы: ничего никогда не возникает из ничего, все происходящие события взаимосвязаны и взаимозависимы.

Методом «волшебного треугольника» можно научить детей составлять сказки конфликтного типа. Дети усваивают, что в сказочных текстах борьба между отрицательными и положительными героями заканчивается в пользу добра, а в конфликте добра и зла участвует, как правило, посредник – волшебник, волшебный предмет. Это можно изобразить в виде треугольника, на углах которого расположены объекты сказки (схемы или картинки): положительный герой, отрицательный герой, волшебный предмет. Взаимодействие героев в определенном месте обозначается картинкой или словом внутри треугольника. Алгоритм составления сказки:

- определение места событий;

- выбор основных героев (положительного и отрицательного);

- выбор волшебства (придумывание волшебника, волшебной силы, волшебных слов или волшебного предмета);

- определение взаимодействия (борьбы) героев за обладание волшебным предметом для реализации своих целей; здесь важно определить мотив, который позволяет персонажам начать действия, это может быть тайна (найти спрятанное, установить истину), общение (договориться, объяснить, разрешить спор), помощь (помочь, спасти, освободить, защитить, вылечить) и др.;

- разрешение конфликта, можно использовать усиление (у положительного героя появляется помощник) или ослабление (волшебный предмет потерялся) действий для создания равновесия между героями, при решении конфликта не должен страдать окружающий мир.

2. Своеобразные методы придумывания фантастических историй предлагает известный писатель Джанни Родари. Девизом творческого сочинения для него является фраза: «Свободное владение словом – всем!». Писатель предлагает «игрушки из слов» – невероятные истории, построенные тем не менее по определенным законам сказочного жанра. Основная идея книги «Грамматика фантазии», определяющая универсальность методов, которые в ней описаны, сформулирована на основе мысли Л.С. Выготского: «Воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, им наделены все».

Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж. Родари назвал этот метод «камень в пруду». Он рассматривал следующие способы подбора слов-ассоциаций:

- все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);

- слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон);

- слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);

- слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);

- слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни).

Любой набор слов, образованный по ассоциации, может стать началом или основой для сочинения истории. Автор предлагает записать слово по-вертикали и придумать на каждую букву другие слова. Например, на слово «игра» слова «ирис», «гром», «рыба», «автобус». Теперь можно придумывать невероятную историю, в которой обязательно встречаются все эти слова. Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получится сочинение. Подбор слов, начинающихся на определенные буквы, – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее сочинение истории по набору слов может быть осуществляться в коллективной форме или вместе с воспитателем.

В сочинениях часто используется словотворчество – придумываются новые герои, их имена, страны, в которых они живут. Придумать новое слово очень легко, если воспользоваться методом деформирования слова при помощи известных приставок. Дж. Родари прибавляет к обычным словам такие приставки как: анти-, мини-, макси-, супер-, вице- идр. Получаются слова: антимышь, миникит, максимоль, суперспичка и т.д. Каждое из этих слов может стать героем новой невероятной истории.

Метод бином фантазии предполагает использование двух слов. Желательно подобрать пару слов, далеко стоящих друг от друга в смысловом ряду. Для подбора слов можно использовать методы жеребьевки, случайного выбора из словаря или из любой книги, придумывания детьми. Далее при помощи предлогов и союзов, изменяя слова по падежам, необходимо соединить их во всевозможные словосочетания и выбрать из них самое невероятное или смешное. Это упражнение активизирует словарь детей и закрепляет грамматические нормы. Полученное словосочетание и будет главной темой сочинения. Например, на пару слов «собака – огурец» придуманы словосочетания: «собачий огурец», «огурцовая собака», «собака в огурцах», «огурец для собаки».

Техника фантастических гипотез также строится на основе двух слов. Но для ее составления надо придумать подлежащее и сказуемое. Детям дошкольного возраста можно предложить придумать слова – ответы на вопросы: кто? Что? Что делает? Затем соединяем пары слов в фантастическое предположение – гипотезу. Например: что было бы, если бы слон летал? Что будет, если мороженое запоет? Сочинения детей на такие темы позволяют увидеть необычное в знакомых предметах и явлениях.

Писатель также предлагает использовать литературные произведения для развития речевого творчество. Большие возможности заложены в хорошо знакомых детям сказках. Однако детей следует учить фантазировать, изменять привычный сюжет. Сделать это можно несколькими способами:

- новое слово меняет линию сюжета (Красная шапочка – вертолет);

- перевирание сказки можно осуществить путем изменения основных характеристик героев (Красная шапочка – злая, волк – добрый);

- продолжение сказки очень любят сочинять дети, когда не хотят, чтобы сказка закончилась (как Красная шапочка вернулась обратно домой после того, как ее спасли дровосеки);

- салат из сказок – это смешивание героев из разных сказок (Красная шапочка встречает в лесу Маугли);

- сказка-калька – прием наложения на канву сюжета знакомой сказки других героев (Пошел Буратино навестить черепаху Тортиллу…).

Внимательно изучив исследования В.Я. Проппа о структуре волшебной сказки, Дж. Родари отобразил основные элементы сказки в «картах Проппа». К основным элементам относятся: запрет, нарушение запрета, герой покидает дом, испытание героя, волшебный даритель, получение волшебного средства, победа над врагом и др., всего их 31. Карты рекомендуется изготавливать вместе с детьми, важно, чтобы дети понимали их значение. Сначала это могут быть соответствующие сюжетные рисунки, затем схематичные изображения. Начинать работу рекомендуется с ограниченного количества карт, постепенно добавляя к набору новые. После того, как дети освоили придумывание сказок по порядку функций, можно сочинять, вынув наугад несколько карт или поделив все карты на 2-3 группы и устроив соревнование между группами детей – у кого интереснее получится.

На основе методов фантазирования, предложенных Дж. Родари, возможно большое количество вариантов, модификаций, которые придумывают сами дети и разрабатывают педагоги в совместной деятельности с детьми. Главное, чтобы детям нравилось выдумывать истории, а педагог сумел бы помочь им выразить свои мысли в наилучшей языковой форме.

Литература

1. Барутчева, Е. Поезд из нашего детства / Е. Барутчева // Дошкольное воспитание. –2008. – № 6. – C. 70.

2. Ворошнина, Л. Обучение творческому рассказыванию / Л. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2, 3, 4.

3. Макунина, Е.Б. Придумываем истории и сказки / Е.Б. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 1. – 2005. – № 6. – С. 12.

4. Родари, Дж. Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. – М., 1990.

5. Родари, Дж. Грамматика фантазии: сказки по телефону / Дж. Родари. – Алма-Ата: Мектеп, 1982.

6. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2003.–144 с.