21. Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.
Важнейшим условием повышения качества учебно-воспитательного процесса является правильно организованный внутришкольный контроль.
Осуществляя контроль, руководители школы изучают состояние учебной, воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности учащихся, индивидуальное педагогическое мастерство учителей и на этой основе обеспечивают повышение эффективности руководства учебно-воспитательным процессом. Контроль — не самоцель.
Никакой контроль, только фиксирующий недочеты, не может помочь преподавателям добиться нужных результатов. Педагогический контроль, используя свои специфические методы, должен стать одним из важных средств повышения квалификации педагогов, совершенствования их специальных знаний и педагогического мастерства — в этом суть научной организации руководства. Не меньшее значение имеет своевременное обобщение и распространение передового опыта, лучших образцов работы. Изучая методы преподавания отдельных педагогов, обнаружив ростки нового, оригинального, руководитель, принимает все необходимые меры к внедрению в практику работы всего коллектива достижения мастеров педагогического дела.
Система педагогического контроля опирается на определенные дидактические требования. Дидактические требования к содержанию и методам контроля определяют условия, обеспечивающие оптимальное функционирование контроля и способствующие выполнению управленческих функций. Современные исследователи перечисляют следующие дидактические требования:
Первое: соответствие содержания контроля программным требованиям. Если требования понизить, то уровень образования снижается, если требования увеличить, то произойдет перегрузка учащихся.
Второе: объективность, достоверность содержания полученной информации.
Третье: необходимость анализа основных элементов подготовки учащихся — уровня их теоретических знаний, умения применять знания на практике, степень развития их самостоятельности.
Четвертое: гласность, оперативность и систематичность контроля.
Пятое: сочетание индивидуальных и коллективных форм контроля.
По объему получаемой информации мы можем выделить:
а) фронтальный контроль, когда изучаются все основные компоненты системы работы преподавателя или учащихся;
б) тематический контроль, который связан с анализом одной проблемы, являющейся частью любого процесса.
Разнообразие методов, видов форм контроля повышает его объективность и создаст условия для коллективной оценки деятельности каждого преподавателя и всего педагогического коллектива.
При планировании контроля необходимо иметь в виду не вообще предмет, а стержневые его темы. Таким образом, проверка знаний учащихся или качества работы учителей становится целенаправленной: удается своевременно установить, что именно усвоили или не усвоили ученики, какие элементы в труде учителя слабее, и принять меры к ликвидации пробелов. Условия эффективности педагогического контроля
Первое условие — своевременная и точная информации о положении дел в школе.
Второе — изучение деловых и профессиональных качеств учителей, их стиля работы, уровня подготовки, недостатков и достоинств.
Третье — действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового опыта, лучших образцов работы, с целью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.
Четвертое — высокая культура проверяющих, их компетентность, объективность, соответствие предъявляемых требований конкретным условиям работы.
Для изучения уровня подготовки учителей, их мастерства, а также анализа их деятельности и принятия, нужных мер применяются три вида контроля:
а)Предварительный контроль: просматриваются планы, материалы, подготовленные для проведения урока, проводятся беседы о методах и формах объяснения, закрепления, приемах самостоятельной работы учащихся и т.д.;
б) Текущий контроль: непосредственное наблюдение за ходом урока или уроков, проверка знаний и навыков учащихся, просмотр ученических работ и т.д.;
в) Итоговый контроль: изучаются результаты работы учителя по обучению и воспитанию школьников за определенный период. Изучаются журналы, ведомости, проводятся контрольные работы, проводится опрос.
Особенности предварительного контроля. Администрация школы, изучая работу учителей и воспитателей, определяет особенности их работы, сильные или слабые стороны в их деятельности и продумывает методы совершенствования педагогического труда, общие для всего коллектива или определенной группы учителей, или индивидуальные для данного учителя с учетом его подготовки, стиля работы и особенностей характера.
Обычно такой контроль рассчитан на разрешение текущих и ближайших задач. Система педагогического контроля активно воздействует на протекание учебно-воспитательного процесса, регулируя деятельность учителей по совершенствованию педагогического мастерства, не допускает проведение плохих уроков или слабо подготовленных воспитательных ероприятий.
Текущий контроль наиболее динамичный и результативный с точки зрения целенаправленности изучения стиля и особенностей работы учителей и уровня знаний и умений учащихся.
С этой целью планирование и конкретное содержание контроля за учебным процессом строится по четвертям, т.к. учебная четверть является организационным периодом учебно-воспитательной работы школы. Цели и задачи контроля в каждой четверти вытекают из общегосударственных задач, содержания обучения в данный период учебного года и задач, решаемых конкретно данной школой:
сложились основные направления, связанные со специфическими особенностями каждой учебной четверти: Первая четверть: характер системы повторения, качество знаний учащихся по отдельным предметам; качество знаний учащихся во вновь сформированных классах; знакомство с организационно-методической стороной уроков учителей, начинающих работать по новым программам, в новой параллели классов, молодых, только начинающих работу учителей; посещение уроков вновь пришедших в школу учителей.
2-я — 3-я четверти: являются периодом в учебной работе, когда идет основное изучение и усвоение учебного материала учащимися, приобретаются навыки, закрепляются умения, вырабатывается необходимость практического применения знаний и т.д. В связи с этим основное направление в контроле приобретает изучение системы работы преподавателей разного цикла с разными целями и задачами, вытекающими из специфики данной школы; изучение постановки преподавания отдельного предмета, проверка качества знаний учащихся отдельных классов, параллелей по предмету в целом; контроль знаний учащихся слабо усваивающих программный материал
4-я четверть: основная задача в контроле — выявление работы учителей по систематизации знаний учащихся в связи с подготовкой к экзаменам и окончанием учебного года; контроль за деятельностью педагогического коллектива по переводу учащихся в следующий класс; подготовка учителей и учащихся к экзаменам и проведение их; организация индивидуальной работы со слабо усвоившими учебный материал года учащимися
Итоговый контроль обеспечивает возможность обобщенного анализа деятельности учителей и учащихся, помогает определить результаты труда коллектива школы и на их основе планировать стратегические пути обеспечения роста качества учебно-воспитательного процесса и скорейшего исправления ошибок.
Например, по итогам четверти выяснилось, что знания учащихся 9-х классов по математике у разных учителей заметно отличаются. В чем причина? Состав классов или качество работы учителей? Анализ, сопоставление методов, обмен опытом помогли не только объяснить само явление, но и найти пути совершенствования преподавания.
Способы контроля. Осуществление этих видов контроля возможно разными методами. В современной практике сложились следующие способы проверки учебной деятельности учителей:
1. Выборочное посещение уроков.
Директор или завуч без предупреждения по своему личному плану посещают отдельные уроки учителей. Такая проверка дает возможность установить, как готовится к урокам учитель, активность класса, т.е деятельность учителя и учащихся в обычной обстановке.
2. Тематическое посещение уроков.
Директор или заместитель директора с целью всестороннего изучения системы работы учителя посещает цикл уроков по одной теме или подтеме (3—5 уроков). Такая проверка дает возможность определить сильные и слабые стороны преподавателя, дать ему квалифицированный совет по совершенствованию педагогического мастерства. Тематическая проверка необходима при знакомстве с новым учителем, а также, если выборочное посещение не позволяет точно установить подлинные причины отдельных неудач. Полезно тематическое посещение уроков и с целью изучения передового опыта работы.
3. Параллельное посещение уроков.
Руководитель школы посещает уроки двух учителей в параллельных классах по одной и той же теме, если такая возможность существует. Полезно при этом присутствие и учителя параллельного класса. Путем сравнения удается раскрыть существенные особенности педагогического почерка учителя, эффективность тех или иных методов обучения.
4. Классно-обобщаюший контроль.
Руководитель школы присутствует весь учебный день в одном классе (5- 6 уроков подряд), он проверяет работу, систему требований, подход, работоспособность и активность одних и тех же учеников в разных условиях. Такое, посещение позволяет сделать конкретные выводы о том, почему ученики у одного учителя прилежно занимаются, а у другого нет, как поддерживается дисциплина, как выполняются единые требования к учащимся.
5. Целевое посещение урока с приглашением специалиста.
Руководитель школы не является специалистом по всем предметам. При возникновении каких-либо сомнений, а также с целью более углубленного изучения работы учителя директор и его заместитель просят специалиста-мастера посетить уроки коллеги. Такое посещение возможно как в составе бригады (при фронтальной проверке), так и специально совместно с руководителем школы.
Проверка и просмотр различной документации: журналов и поурочных планов учителей, планов классных руководителей. Руководители школ могут посмотреть эти документы в связи с посещением урока или независимо от этого. Изучение планов помогает проникнуть в творческую лабораторию учителей.
Проведение бесед с учителями.
Руководителям школы полезно примерно раз в четверть по графику проводить индивидуальные беседы с учителями по вопросам выполнения программ, методическим проблемам, успеваемости и посещаемости учащихся, а также по вопросам повышения квалификации.
8. Бригадная проверка состояния преподавания по отдельным конкретным вопросам (применение ТСО и т.д.). Изучение работы учителя при помощи перечисленных видов контроля помогает проникнуть в саму сущность педагогического процесса, разобраться в приемах и методах преподавания, что крайне важно для совершенствования педагогического мастерства учителя. Но этого недостаточно. Нас интересует не только процесс, но и результаты этого процесса, уровень знаний, умений и навыков учащихся, их самостоятельность, творческий потенциал.
Администрация школы обязана систематически изучать уровень знаний и навыков учащихся. Для этого в школе сложились следующие способы:
1. Проведение устного опроса учащихся лично проверяющим или учителем по заранее предложенным вопросам. Руководитель школы в конце урока может в тактичной форме задать несколько вопросов учащимся, чтобы проверить, как усвоен материал урока, а также как они подготовились к занятиям.
2.Проведение директорских письменных контрольных работ в отдельных классах или по параллельным классам или по всем классам по определенным предметам. Работа проверяется комиссией или администрацией школы.
3.Изучение ученических тетрадей, чертежей, схем, карт. Такое изучение помогает определить систематичность работы учащихся, степень усвоения материала, работу учителя по проверке домашних и контрольных работ и т.д.
4. Проверка умений и навыков, учащихся в проведении практических и лабораторных работ, а также трудовых навыков по трудовому обучению. Руководители школ проверяют непосредственно в лабораторных или мастерских умения учащихся самостоятельно проводить опыты или выполнять те или иные предусмотренные программой трудовые операции.
Контроль за воспитательным процессом. Осуществляется, в ходе учебного процесса. Основная воспитательная работа проходит именно на уроке, это важно знать каждому руководителю. Нужно решительно бороться с отрывом воспитания от обучения. Обучение и воспитание — единый процесс, органически взаимосвязанный. При посещении уроков важно выяснить, в какой мере развиваются страсть к знаниям, трудолюбие, чувство ответственности, нравственные качества, художественный вкус, культурные запросы, чувство патриотизма и интернационализма, уважение к человеку, к свободе, презрение к подлости, нетрудовым доходам, шовинизму.
Однако такого контроля недостаточно.
Заметное место в контроле за воспитательным процессом занимает изучение внеурочной работы классного руководителя, деятельность детских общественных органи заций, клубов, кружков, секций, а также общие результаты ^той работы
Прежде всего, контролируется сам воспитательный процесс: планирование воспитательной работы и выполнение планов, качество проведения коллективных мероприятий; дежурство, качество уроков культуры, уроков мужества, походы, экскурсии, встречи с интересными людьми, спортивные мероприятия.
Администрация школы для изучения уровня воспитательной работы использует следующие методы:
Просмотр документации (планов, стендов отчета, докладов).
Непосредственное наблюдение: а) за ходом учебного процесса и качеством уроков; б) за проведением собраний, мероприятий, соревнований; в) за состоянием мебели, пособий, книг, групповых помещений; г) за дисциплиной учащихся на уроках, во время перемен, в общественных местах.
Специальные проверки: а) осведомленности учащихся о важнейших событиях в стране и за рубежом; б)отношения учащихся к выполнению общественных поручений;
в) проведения классных часов; г) санитарного состояния; д) активности работы в кружках и т.д.
4. Анкетирование (устанавливается крут интересов учащихся, их занятия и увлечения).
5. Беседы с учащимися, преподавателями, родителями.
Планирование внутришкольного контроля. Эффективным средством педагогического контроля является комплексное планирование внутришкольного контроля с предварительным предупреждением всех учителей о сроках и формах контроля. Обычно в виде графической схемы вывешивается в учительской план с указанием, когда и каким способом администрация и представители общественности будут просматривать документацию, проверять внеклассную работу, работу методических секций, осуществлять контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся, за организацией и проведением практических и лабораторных работ и факультативных занятий. В этом отношении полезно наметить наиболее важные темы программного материала по всем предметам и именно по этим темам проверять навыки и знания учащихся. При этом сообщаются и методы контроля: устная проверка, работа учителя, комплексное изучение отдельных классов, параллельное посещение уроков, тематическое посещение уроков, указываются сроки бесед с учителями и классными руководителями по всем основным вопросам обучения и воспитания за определенный период. Такой план дисциплинирует и учителя и руководителей школ, предупреждает стихийность, неритмичность работы.
Такое планирование исключает недостатки усиленного "случайного" контроля за работой одних учителей и "забвение" других, равномерно распределяется контроль, применяются различные средства контроля Предупреждение о контроле, гласность мобилизует учителей к своевременному выполнению главных, ведущих сторон и учебной и воспитательной работе, что является решающим обстоятельством во всей организации школьной жизни.
- Педагогика
- 1. Педагогика как наука. Предмет, задачи, отрасли данной науки. Её социальные функции.
- 2. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками.
- 3. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.
- 4. Характеристика методов научно-педагогического исследования.
- 5. Понятие о методологии педагогики. Методологическая культура педагога.
- 6. Особенности школы как социально-педагогической системы. Общая характеристика функций управления.
- 7. Педагогический процесс как целостное явление.
- Принципы управления деятельностью воспитанников
- 8. Общее понятие о дидактике. Сущность процесса обучения, его функции и структура.
- М одель структуры процесса обучения
- 9. Современные дидактические концепции.
- 10. Закономерности и принципы процесса обучения.
- 11. Понятие о содержании образования. Современные концепции содержания образования.
- 12. Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений.
- 13. Понятие о методах, приёмах, правилах обучения. Условия выбора учителем методов обучения.
- 14. Классификация методов обучения. Основания типологизации (по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.).
- 15. Понятие средств обучения. Типология и функции средств обучения в современной школе.
- 16. Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения.
- 17. Класссно-урочная форма организации обучения. Современный урок. Поиски путей совершенствования урока.
- 18. Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения и развития личности ученика.
- 19. Дополнительное образование в системе учебно-воспитательной работы современной школы. Стимулирование познавательных интересов и самообразования.
- 20. Педагогический контроль и учёт учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.
- 21. Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.
- 22. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс.
- 23. Движущие силы, логика, закономерности и принципы воспитания.
- 24. Базовые концепции воспитания и развития личности.
- 25. Понятие содержание воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании.
- 26. Общее понятие методов и приёмов воспитания. Условия оптимального выбора и применения учителем методов воспитания.
- 27. Понятие «коллектив», «группа». Педагогические аспекты взаимодействия личности и коллектива.
- 28. Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура коллектива. Педагогические условия его становления.
- 29. Понятие воспитательной системы школы. Характеристика различных воспитательных систем.
- 30. Содержание, формы и методы взаимодействия школьного и семейного воспитания. Специфика и основания семейного воспитания.
- 31. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
- 32. Целостный педагогический процесс. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания. Готовность школьников к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.
- 33. Педагогика межнационального общения.
- 34. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
- 35. Источники историко-педагогических исследований.
- 36. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире.
- 37. Воспитание, образование, педагогическая мысль в эпохи Средневековья и Возрождения.
- 38. История образования и педагогической мысли в Русском (до хуш века) и Российском государстве (до 1917 года).
- 39. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и сша (х1х – хх века).
- 40. Образование и педагогическая мысль в России (х1х – хх века).