logo search
RP_Filosofia_i_istoria_obrazovania_2014-2015

III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.

В русской педагогической мысли второй половины XIXстолетия идея свободы была целостно осмыслена графомЛьвом Николаевичем Толстым(1828-1910) и реализована им в практике народной (крестьянской) школы в Ясной Поляне. Она стала ключевой в его педагогике «ненасилия».

Следует подчеркнуть, что педагогика «ненасилия» формировалась под влиянием гуманистического западноевропейского наследия, особенно Ж.-Ж. Руссо, поисков совершенствования дела воспитания и образования в России прогрессивной общественно-педагогической и философской мыслью как альтернативы официальной политике русского самодержавия в области просвещения.

Сущность педагогики «ненасилия» Л.Н. Толстого поможет показать обращение к ряду его статей, в которых рассматриваются вопросы педагогики как науки, её предмета, соотношения понятий «образование» и «воспитание», самоценности детства, организации народной (крестьянской) школы, новые подходы к обучению детей и др.

Систематизировать знания о взглядах Толстого на данные вопросы поможет составление таблицы.

Таблица 1.