Библиографический список
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2008. - с.137-303.
Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль, 2003.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. - М.: Педагогический поиск, 2005.
Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. М., 2004. № 6. С. 99-102.
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 2008.
Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2010. - № 2. – С.149.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2000.
Волкова, Л. Г. Гармонизация личности средствами художественной культуры / Л. Г. Волкова // Искусство и образование. - 2007. - N4. - С. 63-67.
Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.– М.: Педагогика–Пресс, 2002.– С. 263–269.
Гейхман Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала.//Профессиональное образование, 2006г.
Георгиевский А.В., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. –М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005 г, с.124-135.
Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: 2005г.
Еланцева Н.Д. Организация развивающейся сферы как условие как художественно-эстетического воспитания школьников. /Начальная школа плюс №12, до и после. – М., 2008.
Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. - М.: НГИК, 2004. - 32с.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.
Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007
Кабдолова К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования.//Открытая школа, 2004, с.45-47.
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта, Наука, 2001.
Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение./А.И. Ковалева – М.: 2002 – 115 с.
Ковалев Г. А., Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми // Общение и развитие психики. – М.: 2001.С. 25
Кабуш В.Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск, 2000.
Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А.А. Максимова Начальная школа. - 2005.- №1.- С.30-34
Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова – М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.
Монастырская Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 263 с.
Мурик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 2006
Мурик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2008.
Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания и формирования художественного сознания учащихся / Е.Д. Павлова // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2007. - N5. - С. 52-60.
Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших школьников/ Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение, 2000.
Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. - Казнь, РИЦ “Школа”, 2002. - 216с.
Сальникова С.А. Ключевые компетенции в современном образовании/ С.А.Сальникова //Начальная школа плюс до и после, №12. –М.: Красная звезда, 2011.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании/ Г.А. Сергеев – Владимир: Изд- во Владимирского гос. ун–та, 2010.
Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности/ И.С. Сергеев, В.И. Блинов. – М.: АРКТИ, 2007.
Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 2002.
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности/ Т.В.Сытенко //Школьные технологии, 2006. №7-С.32
Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 2004.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника – М.: Знание, 2000.
Приложение 1 С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.
Дешифратор. В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.
1 | + | 2 | - | 3 | + | 4 | - | 5 | + | 6 | - | 7 | + | 8 | - | 9 | + | 10 | - |
11 | + | 12 | - | 13 | + | 14 | - | 15 | + | 16 | - | 17 | + | 18 | - | 19 | + | 20 | - |
После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле
К= С/В,
где
С – количество совпадающих с дешифратором ответов,
В – максимальное число ответов на вопросы
Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у младших школьников уровень общительности.
Критерии оценивания:
Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.
Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? |
2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей? |
3. Есть ли у вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми? |
4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми? |
5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту? |
6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании? |
7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми? |
8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? |
9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? Да |
10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? Да Нет |
11. Нравится ли вам находиться среди людей? Да Нет |
12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? Да Нет |
13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? Да Нет |
14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? Да Нет |
15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию? |
Да Нет 16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? Да Нет |
17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию? Да Нет |
18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей? |
19. Верно ли, что у вас очень много друзей? |
Приложение 2
- Дипломная работа
- Формирование коммуникативной компетенции
- Младших школьников
- Во внеучебной деятельности
- Оглавление
- Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников ..................….7
- Глава II. Экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности ………….………………….…………27
- Введение
- Глава I теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников
- Понятие компетенции. Коммуникативная компетенция, её сущность и структура
- 1.2. Особенности формирования коммуникативной компетенции у младших школьников
- 1.3. Внеучебная деятельность как фактор формирования коммуникативной компетенции младших школьников
- Выводы по I главе
- Глава II опытно-эксперементальная работа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности
- 2.1. Диагностика исходного уровня коммуникативной компетенции младших школьников
- «Коммуникативные способности детей»
- Диаграмма1 Уровень коммуникативных способностей детей (%)
- 2.2. Методика формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности
- Так же мы провели в классе два воспитательных мероприятия. Тема внеклассного мероприятия: « Внеклассное мероприятие по теме: "Дружба – главное чудо".
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- «Коммуникативные способности детей»
- Диаграмма 2: Уровень коммуникативных способностей детей (%)
- Диаграмма 3: «Уровень коммуникативных способностей детей до и после проведения эксперимента»
- Выводы по II главе
- Заключение
- Библиографический список
- Внеклассное мероприятие по теме: "Дружба – главное чудо"
- II. Сообщение темы занятия.
- III. Наш класс.
- IV. Тренинг.
- V. Анализ ситуаций.
- VI. Мимическая гимнастика.
- VII. Могут ли руки подружиться?
- VIII. Как пахнет дружба? (ваши ощущения)
- IX. Рисунки дружбы.
- XI. Подведение итогов занятия.
- 1. Организационный момент.
- 2. Вступление.
- 3. Работа со сказочными персонажами.
- 4. Сценка.
- 6. Конкурс "Умники и Умницы".
- 7. Конкурс "Подумай и ответь".
- 8. Итог.