3.1 Теоретические основы развития словаря детей
Понятие о развитии словаря и словарной работе в детском саду.
Цель, задачи и принципы развития словаря дошкольников.
Возрастные особенности роста и развития словаря детей.
1. Словарная работа в детском саду направлена на количественный рост и качественное развитие лексического запаса дошкольников. Основным понятием данного раздела является слово. Слово – структурная единица языка, служащая для обозначения предметов, явлений, признаков и действий. Слово объединяет фонетический, грамматический и лексический компоненты языка. В слове можно выделить внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя (материальная) сторона представлена графической или звуковой формой, воспринимается органами чувств (зрение, слух). Внутренняя (идеальная) сторона слова отражает психический образ, возникающий у человека под воздействием знаний и представлений об окружающем мире. Этот образ лежит в основе формирования смысла, содержания слова как понятия.
Усвоение значения слова – сложный мыслительный процесс, связанный с анализом окружающей действительности. Особенности формирования у детей смысла слова исследовал Л.С. Выготский, который отмечал взаимосвязь лексикона и мышления. Доминирование наглядно-действенного мышления в раннем возрасте отражается в преобладании в словаре детей существительных и глаголов. Развитие наглядно-образного мышления стимулирует появление в речи детей прилагательных и наречий. Формирование элементов словесно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте способствует усвоению обобщающих понятий.
Работа по развитию словаря дошкольников в детском саду опирается на ряд принципов:
- развитие словаря детей с опорой на активное, действенное познание окружающего мира;
- формирование словаря в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов (мышления, памяти, воображения, восприятия), умственных способностей, с воспитанием чувств и поведения детей;
- развитие словаря на основе принципов дидактики (последовательность, систематичность, наглядность, учет возрастных особенностей).
2. В методике развития речи выделяют активный и пассивный словарь детей. Пассивный словарь составляют слова, которые дети понимают, но не употребляют в речи. В активный словарь входят слова, которые дети понимают и правильно употребляют в различных речевых ситуациях. Накопление словаря дошкольников идет от пассивного к активному. Поэтому цель словарной работы в детском саду можно обозначить как перевод слов из пассивного словаря детей в активный. В основе развития словаря детей лежит философский закон перехода количества в качество: количественный рост словарного запаса детей приводит к переходу на новый качественный уровень – пониманию обобщающего смысла, синонимии, многозначности в словах.
Основные задачи развития словаря детей определены с учетом логики познания окружающего мира и связаны с усвоением слова как понятия.
Обогащение словаря детей – это планомерное и систематическое ознакомление детей с трудными для самостоятельного усвоения словами. Детей знакомят со знаменательными частями речи (существительными, глаголами, прилагательными) по определенным темам (предметы быта, игрушки, объекты живой и неживой природы, явления общественной жизни и др.). Новые слова вводятся в контексте разнообразных речевых ситуаций в процессе ознакомления с окружающей действительностью. М.М. Кольцова экспериментально доказала эффективность использования активной деятельности в процессе ознакомления с новыми словами.
Закрепление и уточнение словаря осуществляется в процессе усвоения детьми обобщающего смысла слов. Постепенно дети учатся употреблять слова для обозначения групп предметов (мебель, посуда, овощи, фрукты) и слова, обозначающие отвлеченные понятия (число, буква, слово, форма, природа).
Активизация словаря детей направлена на обучение точному, правильному употреблению слов в соответствии с оттенками их лексического значения. Дети усваивают стилистические основы употребления слов, учатся подбирать синонимы, антонимы, использовать образные слова (метафоры, сравнения, эпитеты).
Устранение нелитературных слов из речи детей. Эта задача направлена на формирование культуры речи дошкольников, приучение их к литературному языку. Особую важность данное направление речевого развития приобретает в условиях близкого двуязычия, где часто смешиваются слова из двух смежных языков – русского, белорусского.
Все задачи развития словаря детей решаются в комплексе и конкретизируются в зависимости от возрастной группы детей.
3. Первый год жизни детей является подготовительным этапом формирования речи. Наиболее важные достижения на этом этапе: развитие голосовых реакций, развитие подражания, развитие понимания речи.
Голосовые (предречевые) реакции возникают у детей в первые три месяца в процессе их эмоционального общения со взрослым. Ребенок слушает речь, сосредоточивает внимание на лице взрослого, на движениях его губ. Вскоре ребенок начинает выражать свою радость реакцией, названной «комплексом оживления», сопровождая ее агуканьем (короткими звукосочетаниями – гы, агу, кхы) и гулением (протяжным произнесением гласных – а-а-а, ы-ы-ы, а-ы). К 6 месяцам появляется лепет – произнесение слогов (ба, па, ма, дя, тя).
Далее на основе подражания взрослому ребенок произносит различные слоги и звуки (ба-ба, ма-ма, па-па, те-тя, дя-дя, Та-ня). Лепет является для ребенка своеобразным подготовительным упражнением для развития артикуляции, речевого дыхания, интонации, способности подражать и произносить вслед за взрослым знакомые звуки и слоги.
Активно развивается и понимание речи. В 9-10 месяцев ребенок может выполнять по просьбе взрослого некоторые движения и действия («Ладушки», «Дай ручку», «До свидания»), находить и показывать хорошо знакомые игрушки. Понимание слова, соотнесение его смысла и звучания складывается у детей постепенно. Название предмета часто связывается у ребенка с действием, которое выполняется с этим предметом или с местом, где он находится.
К концу первого года жизни ребенок осмысленно произносит несколько слов (10-15), обозначая ими хорошо знакомые лица, предметы, действия. Часто это сокращенные до одного слога слова, например, «ка» - каша, «ки» – киса, «ава» – собака и др.
Второй год жизни – период интенсивного формирования словаря. От понимания и произношения отдельных слов ребенок переходит к пониманию несложного сюжета в сказках и на картинках, к активной фразовой речи. Развитие пассивного словаря расширяется за счет ознакомления с окружающими предметами, их названиями и действиями с ними. Появляется больше слов, обозначающих доступные пониманию детей качества (часто противоположные: большой – маленький, хороший – плохой) и отношения между предметами (например наречия там, здесь, где, туда и др.). Слова-звукоподражания заменяются правильными. К концу второго года жизни словарь детей увеличивается до 200 – 300 слов. Речь становится средством общения со взрослыми. Дети передают словами просьбу, желание, делятся впечатлениями, много говорят во время игры и действий с предметами.
На третьем году жизни у детей углубляется понимание смысла слова, дети легко повторяют фразы, короткие стихи, задают простые вопросы: где? Когда? Что это? В этом возрасте на предложение «Скажи, повтори» ребенок отвечает через 0,4 – 0,6 секунд, что значительно меньше, чем в предыдущем периоде, когда ребенку требовалось до 15 – 20 сек. Характерно для детей начало словотворчества. Меняя интонацию, как бы играя со словами, произносит их в различных сочетаниях или рифмует: Светка-карбетка, бантик-лентик. Однако дети не понимают переносного значения слов, смысла многозначных слов. Например, мама зовет ребенка: «Пойдем, уже поздно, солнышко село», а ребенок спрашивает: «А где его стульчик?». В словарь детей входят все части речи, кроме причастий и деепричастий, числительных. К трем годам словарь дошкольников составляет 1200 – 1500 слов.
Четвертый год жизни детей характеризуется снижением темпов увеличения словарного запаса детей, к концу года количество слов в словаре составляет примерно 2000 – 2500. Совершенствование словаря идет на основе обогащения смысла, уточнения содержания слов. Дети усваивают смысл многозначных слов (ручка, коса, идти, пушистый) в соответствии с разным контекстом их употребления. Расширяется ориентировка дошкольников во времени, пространстве, что отражается в словаре (вчера, завтра, впереди, назад). В речи детей появляются слова, обозначающие назначение предметов, их принадлежность (притяжательные прилагательные), материал (стеклянный, деревянный).
В старшем дошкольном возрасте (5 – 6 лет) формируется обобщающая функция слов. Дети учатся группировать слова по смыслу, подбирать синонимы, антонимы. В словаре появляются слова, обозначающие отвлеченные понятия (число, буква), разные смысловые оттенки (лесник, лесовичок), степень выраженности качества (полусухой, мокрый насквозь). Дети понимают и употребляют метафоры, сравнения, фразеологические обороты. Осваивая значение слова, дети часто придумывают свои метафоры и сравнения. Например, «голова босиком», «нахмуренные брюки» (примеры из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»). Все это способствует развитию словаря на новом качественном уровне. К концу дошкольного возраста словарь детей составляет 3000 – 3500 слов. Лингвистический анализ словаря старших дошкольников Л.В. Захаровой показывает десять наиболее часто употребляемых слов: вот, и, не, я, быть, что, он, а, в, там. Среди знаменательных частей речи это: существительные (мама, люди, мальчик, девчонка), прилагательные (маленький, большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать), местоимения (такой, любой, никакой). Как видно из данных примеров, дети часто заменяют качественные прилагательные местоимениями (такой, любой). Очевидно, что работа по развитию словаря дошкольников должна быть направлена на обогащение речи детей словами, обозначающими разнообразные признаки предметов и явлений, на уточнение и расширение смысла, содержания слов.
Литература
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.
Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие / Г.М. Лямина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с.
- Часть 1
- В.Н. Смаль
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы 53
- 1 Теоретические основы методики развития речи
- 1.1 Введение в курс «Теория и методика развития речи»
- 1.2 Место методики развития речи в системе психолого-педагогических наук
- 1.3 Особенности развития речетворческой системы дошкольников
- 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе
- 1.5 Становление методики развития речи как науки.
- 1.6 Вклад к.Д. Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку
- 1.7 Роль е.И. Тихеевой в создании методики развития речи детей в условиях детского сада
- 1.8 Основные направления современных исследований детской речи
- 1.9 Психолого-педагогические основы программы речевого развития дошкольников
- 1.10 Методы научного исследования развития речи
- 1.11 Общение как фактор овладения родным языком
- 2 Развитие связной речи дошкольников
- 2.1 Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи
- 2.2 Виды детских рассказов и приемы обучения дошкольников рассказыванию
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы формирования связной речи детей
- 2.4 Обучение дошкольников рассказыванию на наглядной основе
- 2.5 Методика обучения детей составлению рассказов по картинам
- 2.6 Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений
- 2.7 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников творческому рассказыванию
- 2.8 Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок
- Психолого-лингвистические основы моделирования как метода развития связной речи дошкольников
- Методика использования схем и моделей в обучении детей связной речи
- 2.11 Диагностика уровня развития связной речи дошкольников
- 3 Развитие словаря дошкольников
- 3.1 Теоретические основы развития словаря детей
- Развитие словаря детей раннего возрастана основе ознакомления с предметами и явлениями
- 3.3 Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов
- 3.4 Формирование обобщающих понятий в словаре детей
- 3.5 Роль фольклора в обогащении словаря детей
- Развитие речи детей в процессе обучения разгадыванию и составлению загадок
- Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром
- 3.8 Использование дидактических игр и упражнений в процессе развития словаря детей
- 3.9 Диагностика уровня развития словаря дошкольников
- СпИсок литературы