logo search
шпоры самойленко

37. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений

Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Данная класификация учитывает, какой анализатор страдает, какая его часть поражена (переферическая или центральная), какова степень поражения мозгового субстрата; какие операции, осуществляющие речевой процесс, не сформированы. Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, можно разделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная. Нарушения устной речи разделяются на два типа:

  1. Расстройства фонационного оформления высказывания

Дисфония-отсутсвие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата

2.Брадилалия-патологически замедленный темп речи. Речь тягуче растянута, вялая, монотонная

3.Тахилалия-патологически ускоренный темп речи. Речь торопливая, стремительная, напористая

4.Заикание-нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синоним-логоневроз

5.Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты. При анатомических дефектах артикуляционного аппарата нарушения носят органический характер, а при их отсутствии – функциональный.

6.Ринолалия-нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Дефект обусловлен врожденными расщелинами неба, губы, отсутствием небноглоточного смыкания. При ринолалии наблюдается искаженное произношение всех звуков речи

7.Дизартирия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью инервации речевого аппарата. Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам.

2. Нарушения структурно-семантического оформления высказывания

1.Алалия-отсутсвие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Это один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка.

2.Афазия-полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Диагноз «афазия» ребенку ставят, если поражение мозга и распад речи произошли после 3-х лет

Нарушения письменной речи:\

1.Дислексия-частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, слияния букв в слоги и слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; наблюдаются аграматизмы и искажение понимания прочитанного.

2.Дисграфия-частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, искажениях звукослогового состава слова и структуры предложения. В случае несформированности процессов чтения и письма говорят об алексии и аграфии.

38.Причины детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич-это заболевание, вследствие недоразвития или повреждения мозга, возникшего внутриутробно. Детский церебральный паралич рассматривается как Поли этиологическое заболевание. Анализ причин, приводящих к ДЦП, показывает что в большинстве случаев выделить одну из них не представляется возможным, так как часто присутствует сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в период беременности, так и при родах.

  1. Причинами ДЦП в период внутриутробного развития ребенка могут быть: острые или хронические заболевания матери, в первую очередь гипертоническая болезнь, порок сердца, анемия, ожирение, сахарный диабет и другие, имеющие место при церебральном параличе в 40 % наблюдений; прием лекарств во время беременности (10%), профессиональные вредности (1-2%), алкоголизм родителей (4%), стрессы, психологический дискомфорт (2-6%), физические травмы во время беременности; интоксикации; несовместимость крови материи плода по резус-фактору; внутриутробная гипоксия плода

В последние годы большое значение в этиологии ДЦП придают влиянию на плод различных инфекционных агентов, особенного вирусного происхождения.

  1. Причинами ДЦП в период родов являются в основном родовые травмы. В таких случаях непосредственными причинами ДЦП являются кровоизлияние в мозг, асфиксия новорожденного.

К одним из наиболее предрасполагающих факторов к развитию ДЦП Ватолина, Волков, Куленова относят преждевременные роды. Недоношенность имеет большой удельный вес в анамнезе больных детским параличом и составляет, по данным разных авторов, от 19 до 33,2 %, в то время как среди всех новорождённых этот показатель равен 4-8 %.

  1. Причинами ДЦП в период первого года жизни могут быть нейроинфекции, травмы

ДЦП не является наследственным заболеванием, но многие исследователи говорят о предрасполагающем к ДЦП факторе. Частота ДЦП по разным данным составляет 2-6 случаев на 1000 человек.