logo search
Общая и профессиональная педагогика

§ 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний

Объект, предмет и функции профессиональной педагогики

Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система профессионального образования.

Система профессионального образования включает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, а также органов управления профессиональным образованием.

Педагогическая система и педагогический процесс находятся в органической связи друг с другом. С одной стороны, педагогический процесс осуществляется в педагогической системе, с другой – педагогическая система обусловливает цели, задачи и содержание педагогического процесса.

Предмет профессиональной педагогики имеет двухаспектный, двуединый характер – «педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно профессиональные (технологические) компоненты такого формирования »1.

Основные функции профессиональной подготовки:

Задачи и структура профессиональной педагогики

Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний и ветвь общей педагогики решает следующие задачи.

  1. Разработка теоретике-методологических основ профессионального образования и методики проведения исследований в профессиональной педагогике.

  2. Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.

  3. Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.

Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - М., 1999. - С. 88.

  1. Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.

  2. Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.

  3. Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.

  4. Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального образования.

  5. Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательногопроцесса и профессионального развития обучающихся.

Структура профессиональной педагогики представлена схемой 14.

Схема 14