logo search
Психология развития

2. Профессиональная деятельность и семья как основные сферы жизнедеятельности человека в зрелом возрасте.

Основными сферами жизнедеятельности человека в зрелом возрасте является профессиональная деятельность и семья.

Период зрелости — достаточно противоречивый этап жизни. В это время, с одной стороны, человек достигает вершин в социальном плане, а с другой стороны — физическое развитие «идет на спад». Также, существует противоречие между тем, что окружающие люди, с одной стороны, ожидают от человека этого возраста мудрости и глубины понимания жизни, а с другой стороны — косвенно могут указывать на то, что он «отстает от жизни».

Что же происходит с людьми в этом периоде, какие психологические задачи стоят перед ними и как они их решают?

Прежде всего, что происходит в семье, где дети уже вырастают и покидают дом? Можно обратиться к графику развития кризисов в семейных отношениях: его кривая резко начинает ползти вниз после 17-го года совместной жизни супругов. Статистика констатирует возрастание числа разводов у людей, достигших середины возраста – сорока – сорокапятилетних. Браки не выдерживают испытание вторым кризисным периодом, который, по мнению многих исследователей, может продолжаться год или несколько лет.

Согласно психосоциальной концепции развития личности, разработанной Эриксоном, показателем нормального развития личности в зрелом возрасте является развитие потребности и чувства сохранения рода (генеративности). Она включает как творческую и профессиональную продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения, связана с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Показателями неблагоприятного развития является застой в самых разных областях и скудные межличностные отношения. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь – наполненный смыслом.

В зрелом возрасте человеку необходимо разрешить следующие кризисы (по Р.Пекку):

1. развитие уважения к мудрости, которое должно сменить примат физической храбрости;

2. социализация социальных отношений должна сменить сексуализацию отношений;

3. сохранение эмоциональной гибкости, которая должна противостоять аффективному обеднению, связанных со смертью близких или с обособлением детей;

4. сохранение душевной гибкости и поиск новых форм поведения вместо старых привычек и психической ригидности.