logo search
шпоры самойленко

3.Межпредметные связи специальной психологии с другими науками

Специальная психология обладает весьма обширными межпредметными связями. Наиболее тесные из них-связи с коррекционной педагогикой. Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Создание эффектиных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями немыслемо без знаний закорномерности их развития. Глубокие и всесторонние знания об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей являются важным фактором эффективной учебно-воспитательной работы с ними.

В последнее время появляется все больше исследований, посвященных психологическим аспектам семейного воспитания особого ребенка. Взаимодействие коррекционной педагогики и специальной психологии в сфере семейного воспитания ребенка с особыми нуждами с неизбежностью привело к проблеме психолого-педагогической помощи родителям подобных детей. От характера родительских реакций на факт рождения больного ребенка, от особенностей отношения к нему, определяющего стиль воспитания, во многом зависит своеобразие развития его личности.

В связи с этим активно разрабатываются вопросы консультативной и психотерапевтической практики, включения родителей в коррекционный психолого-педагогический процесс. Консультативная психология - раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи в форме консультирования. Психотерапия - оказание

помощи людям при различных психологических затруднениях, т.е. комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Являясь частью психологической науки, специальная психология прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями. Специальная психология опирается на общие законы функционирования и онтогенетического развития психики и сознания. Их изучает возрастная психология (закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости) и генетическая психология (внутриутробный период жизни и психическое развитие человека с первых часов жизни до- смерти). Знание законов "нормального развития" является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие "отклоняющееся развитие" - понятие относительное. Вместе с тем, изучение тех или иных нарушений в развитии психики обогащает наши знания о законах нормального ее развития.

Педагогическая психология изучает закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения и воспитания.

Как уже отмечалось, возникновение специальной психологии тесно связано со становлением и совершенствованием практики обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Сегодня специальное образование ,в нашей стране предполагает вариативные формы обучения и воспитани

«особого» ребенка - от дифференцированного до интегрированного. Сравнительные исследования в этой области позволяют расширить представления как о самих феноменах отклоняюшегося развития, так и о возможностях повышения эффективности образовательного процесса в массовой школе.

В сфере специальной психологии все чаще оказываются дети так называемой «группы риска», не подпадающие под категорию «аномальности», но занимающие пограничные положения между нормой и отклонением в развитии, болезнью и здоровьем. Это так называемые «дети с трудностями в обучении», которые не нуждаются в специальных стандартах и программах обучения, но имеют особые потребности в организации образовательного и воспитательного процесса.

Тесные связи существуют между специальной и медицинской, или клинической, психологией. В начале ХХ века они составляли единую научную дисциплину, которую обозначали термином "патологическая психология".основной проблемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль

психики в процессе лечения заболеваний.

Специальная психология также связана с рядом клинико-биологических наук Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в развитии. Поэтому клинические сведения офтальмологии, отоларингологии и других наук важны для построения теории специальной психологии. Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых может протекать психическое развитие ребенка, связан с патологией генного и хромосомного аппарата, с заболеванием мозга и психическими заболеваниями. В силу этого специальной психологии традиционно существуют тесные связи с

медицинской генетикой, с детской невропатологией и психиатрией.

Психиатрия изучает причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения; психопатология - причины, закономерности и механизмы появления, протекания и развития психозов и психических расстройств, а также разрабатывает принципы их классификации, методы лечения и др. Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, изучающая психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом: соотнощение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в психической деятельности. Исследуются также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, их связь с различными аспектами активности: регуляцией эмоций, сном и сновидениями, стрессом и

т.д. Возрастная психофизиология изучает процессы созревания в онтогенезе

мозговых механизмов психической деятельности.

Круг межпредметных связей специальной психологии можно расширить за счет инженерных дисциплин, занимающихся проектированием технических приспособлений и приборов для инвалидов; отметить связь с философией, социологией, общей педагогикой и целым рядом других дисциплин. Все это говорит о сложности и многоаспектности предмета

4. Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей.

Оно начинается с момента появления ребенка в поле зрения исследователя и продолжается на протяжении всего времени обследования. Особенно актуален этот метод для изучения Игровой деятельности, общения и работоспособности ребенка.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я Пока с мамой поговорю»), исследователь фиксирует характер эмоциональных реакций при виде игрушек (выраженная или сдержанная радость, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций исследователь наблюдает и за его координацией движений, состоянием моторики.

Главные ориентиры при наблюдении - особенности базовых проявлений активности ребенка: его двигательная активность, ритмичность различных психофизиологических актов; характер эмоциональных и поведенческих реакций на новые стимулы (еду, игрушки, людей); интенсивность эмоциональных реакций при выражении желаний и отношений; способность к сосредоточению в эмоциональном контакте или деятельности, способность к преодолению препятствий.

При квалификации (качественной оценке) наблюдаемых особенностей

поведения можно руководствоваться такими критериями:

- изменение привычного для данного ребенка поведения в целом;

- несоответствие поведения половозрастным нормам развития;

- длительность отмечаемого своеобразия в поведении;

- тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения;

- «синдромологичность», Т.е. множественность своеобразных черт;

- пристрастие к ритуализированным, однообразным действиям при отсутствии привязанности к близким взрослым.

В специальной психологии наиболее продуктивным является активное наблюдение, представляющее собой модификацию психолого­педагогического эксперимента, разработанного А. Ф. Лазурским (1918). Этот вид наблюдения предполагает целенаправленное изучение реакций ребенка при выполнении заданий, относящихся к тем видам деятельности, которые непосредственно связаны с развитием и обучением.

Ценность данного метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, создавая специальные условия для этого.

Результаты подобного наблюдения позволяют обосновать целенаправленную программу обучения ребенка, определить зону ближайшего развития и его темп.

Главной проблемой в применении метода наблюдения в специальной психологии является выделение его объектов (что и как наблюдать) и обеспечение такой фиксации результатов наблюдения, чтобы при «прочтении» протокол наблюдения был понятен всем профессионалам - участникам процесса взаимодействия с проблемным ребенком.

Метод самонаблюдения в специальной психологии не занимает ведущего места, поскольку возможности использования данных самонаблюдения в специальной психологии весьма ограничены. Его эффективность напрямую зависит от уровня развития самосознания, являющегося достаточно поздним новообразованием в психическом развитии. Данные самонаблюдения чаще всего фиксируют лишь уровень развития самосознания и не могут рассматриваться в качестве объективного достоверного факта. Исключение составляют лишь случаи зрелого возраста в сочетании с полной интеллектуальной хотя и зависят от конкретных задач обследования. Одними из самых выразительных примеров такого глубокого и тонкого психологического самоанализа можно считать книги Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир.

Научный метод – это способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете. Методы специальной психологии во многом совпадают с аналогичными методами возрастной психологии, изучающей нормальное развитие. Но имеют и свою специфику.

Большое значение имеет метод изучения документов, так как в них содержаться анамнестические сведения о ребенке. Специалисты разного профиля получают таким путем информацию об истоках нарушения развития и его динамике. Анализируются медицинские заключения о развитии ребенка, состоянии его здоровья, функционировании органов и систем, которые могут

быть ответственны за нарушение психического развития в конкретном случае. Изучение характеристики ребенка позволяет нацелить на выявление тех качеств, свойств психической деятельности, которые в большей мере характеризуют состояние ребенка и требуют уточнения. Кроме того, материальные характеристики педагога важны для составления мнения о том, насколько ребенок может пользоваться помощью взрослых, и о темпах его развития при

обучении.

Метод наблюдения позволяет зафиксировать спонтанную деятельность ребенка, его естественные психические проявления. Научное наблюдение отличается тем, что сбор сведений определяется задачей исследования и направлен на установление закономерности в изучаемых явлениях.

Результативное наблюдение возможно только при четком его планировании в сочетании с гибкостью исследовательского подхода, диктуемого самим ходом событий. В процессе наблюдения важно уметь разграничивая сами факты, отношение к ним, осмысление фактов и их последствий.

Важнейшая задача наблюдения - регистрация фактов и объективное их описание: чем полнее и точнее регистрируются поведенческие акты, тем объективнее наблюдение. Однако психологическое толкование этих фактов субъективно. Когда наблюдатель фиксирует какое-либо явление, он почти бессознательно сразу же его интерпретирует. Поэтому на результатах наблюдения существенно сказываются квалификация и Опыт наблюдателя причинно-следственную связь между поведением и внутренним Состоянием проблемных детей, поскольку оно зачастую осложняется имеющимися у них дефектами. Так, дети с нарушениями зрения проявляют определенную сдержанность, подчеркнутую дисциплинированность; их мимика часто неадекватно отражает душевное состояние. У глухих и слабослышащих наблюдаются преувеличенная мимика и жестикуляция при эмоционально невыразительной речи, не позволяющей судить об их чувствах и переживаниях. Замкнутость, неуклюжесть движений детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, свойственная им переоценка или недооценка собственной личности часто скрывают их настоящее «Я». Дети с дефектами речи реагируют на наблюдение очень чувствительно, при этом их недостатки, как правило, более заметны. Наиболее объективно наблюдение за умственно отсталыми детьми. Если они даже и пытаются по казать себя иными, чем в действительности. Это легко обнаружить, так как они открыто проявляют свои чувства.