3.Социально-педагогич проектирование образоват среды
Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях.;1.Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание
концепции объекта или на его прогностическое модельное представление
(модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного
плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня. Например, модельный закон «Об образовании взрослых», принятый для стран СНГ, служит основой для разработки соответствующих законов в каждой из стран.
• Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное
получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его
возможного использования и функционального назначения (стандарт
начального образования, программа развития гимназии, учебный план
гуманитарного факультета института экономики и финансов).
• Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое
описание способа действий в заданном контексте (технология полного
усвоения учебного материала, технология построения ситуации
личностно-ориентированного обучения, методика коллективного
творческого дела).
• Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный
процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению.
(Определенные дидактические или программные средства, методические
разработки отдельных уроков и внеклассных дел, сценарий проведения
праздника и др.)
Под принципами проектной деятельности подразумевают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере.
• Принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта.
• Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает
постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели
и образа действий. От него — к программе действий и ее реализации.
Причем каждое последующее действие основывается на результатах
предыдущего
• Принцип обратной связи напоминает о необходимости после
осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее
результативности и соответствующим образом корректировать действия.
• Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной
деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата,
имеющего прикладную значимость. Иными словами на «продуктную
оформленность» результатов процесса проектирования.
• Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов
проектирования определенным культурным
образцам. Опасность получения
проектного результата, лежащего вне культурного ноля, снимается, если у
участников проектной деятельности есть понимание того, что
индивидуальное творчество ученика или педагога не является
самодостаточным. Чтобы быть включенным в культурный процесс,
необходимо научиться понимать и чувствовать свое место в нем,
формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе
изучения культурно-исторических аналогов. При этом получение научных
знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в
сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной
деятельности.
• Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне
ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в
результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем
приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие
новых форм проектирования.
Понятие педагогической среды. Ниже представлен краткий обзор
теоретических источников по проблеме педагогической среды, который поможет
магистранту сориентироваться в проблеме и выбрать для более глубокого анализа
те источники, которые привлекли его внимание в наибольшей степени. Классифицируются образовательные среды на основании выполняемых ими
функций: ориентированные на детей и не ориентированные на детей (И.М.
Улановская). Выделяя 3 аспекта, характеризующих образовательную среду
(результативный, процессуальный, целевой), она дифференцирует социальное и
индивидуально-личностное развитие.
С.В. Тарасов, исследуя понятие «образовательная среда», приводит
следующие виды ее классификации: по стилю взаимодействия: конкурентная -
кооперативная, гуманистическая (гуманитарная) – технократическая и т. д.; по
характеру отношения к социальному опыту и его передаче: традиционная –
инновационная; национальная – универсальная и т. д.; по степени творческой
активности: творческая – регламентированная; по характеру взаимодействия с
внешней средой: открытая – замкнутая. образовательная среда – это среда, отвечающая следующим потребностям воспитанника:
• физиологическим: высокий уровень санитарно-гигиенических норм: свет,
тепло, хорошее питание, медицинские услуги, чистота. Хорошо
организованный режим дня и распределение учебной нагрузки таким
образом, чтобы воспитанники максимально увеличивали объем своих
знаний и укрепляли свое здоровье;
• безопасности: защита всех участников образовательного процесса от
физического, психологического и социального насилия;
• общения: в школе должна царить обстановка взаимопонимания, заботы
друг о друге и любви. Необходимо устанавливать добрые дружеские
отношения, как между одноклассниками, так и между учителями и
воспитанниками; • усовершенствования знаний. Комфортная образовательная среда школы
создает условия, в которых каждый ученик ощущает общественную
поддержку своей деятельности, и в то же время (вместе с учителем) несет
ответственность за ее качество;
• самореализации личности.
Таким образом, образовательная среда школы - это среда взаимодействия и
взаимопомощи участников образовательного процесса. Кроме того, это среда, в
которой преобладает личностно ориентированный подход к образованию.
Исследователи отмечают, что информационная среда учебной деятельности формируется:
• учителем (он определяет содержание программы курса, выбор учебной
литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.);
• педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие
требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного
заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического
коллективов и пр.);
• государством как общественным институтом (оно определяет материальное
обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той
или иной системы знаний и взглядов).
Образовательная среда – понятие более узкое. Под образовательной средой
чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования.Образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов;
социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы
взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого
субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают
образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.
Существуют различные модификации
образовательных сред: например,
А.А. Калмыков и Л. А. Хачатуров описывают виртуальные образовательные
среды.
Информационно-образовательная среда-
системно-организованную совокупность средств передачи данных,
информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-
программного и организационно-методического обеспечения,ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей”.
Под информационно-обучающей средой понимается совокупность условий,
обеспечивающих обучение:
• наличие системы средств ”общения” с общечеловеческой культурой,
которая служит как для хранения, структурирования и представления
информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения;
• наличие системы самостоятельных работ по работе с информацией;
• наличие интенсивных связей между участниками учебного процесса - как
вертикальных, так и горизонтальных.
Информационно-обучающая среда складывается из блоков:
• Ценностно-целевой блок включает совокупность целей и ценностей
педагогического образования, которые могут быть значимы для развития
достижения поставленной цели обучения и учения.
• Программно-методический блок содержит всю необходимую информацию
относительно возможных стратегий, форм и программ подготовки.
• Информационно-знаниевый блок включает
систему знаний и умений
студента, составляющих основу его профессиональной деятельности, а
также определяющие свойства познавательной деятельности, влияющие на
ее эффективность. Кроме того, он указывает на роль информации в обучении.
• Коммуникационный блок включает формы взаимодействия между участниками педагогического процесса.
• Технологический блок включает средства обучения, используемые в
информационно-обучающей среде (в частности, использование новых
информационных технологий, в том числе телекоммуникационных сетей).
- 2.Методики и технологии соц воспитания
- 3.Социально-педагогич проектирование образоват среды
- 4.Методика и технология организация соц опыта воспитанников.
- 5.Методика и технол индивид помощи воспитанникам
- 6.Методики и технологии соц воспит в дополнит образов.
- 7.Методики и технол соц воспит а проф образов.
- 8.Методики и технол соц воспит в оздоровит лагере
- 9.Соц пед диагностика семей и детей групп риска
- 10. Соц пед профилактика и коррекция девиантного поведения подростков и молодежи.
- 11.Социально-педагогич сопровожд детей-сирот.
- 12.Соц пед реабил дезадаптир детей и подростков.
- 13.Методы активного соц псих обучения в работе соц пед.
- 14.Соц пед экспертиза детских и молодежных передач
- 15.Соц пед экспертиза детских игр и игрушек.
- 16.Икт как сфера социализации и средство воспитания.
- 17.Псих-пед помощь детям в трудной жизненной ситуации.
- 18.Проектирование программ профилактики соц дезадаптации несовершеннолетн.
- 19.Соц-пед сопровождение развития одаренных детей.
- 20.Соц-пед сопровождение развития детей с огранич возмож.