Педагогическая концепция воспитательной системы.
Воспитательная система как целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающая среда) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Целесообразность создания воспитательной системы: интегрируются усилия всех субъектов воспитательной деятельности; коллектив осваивает окружающую социальную и природную среду; экономятся силы и время; создаются условия для самореализации и самоутверждения личности; Компоненты воспитательной системы: подсистема целей и идей; общность людей, реализующих цели и идеи; подсистема деятельности; финансово-материальная база; среда, освоенная школьным коллективом. Структура прогностической модели воспитательной системы: основные компоненты воспитательной системы; образ школы будущего. Этапы создания модели: 1.Возникает чувство неудовлетворенности результатами педагогического процесса, его организацией у части коллектива. 2.Изучение теории и практики создания воспитательных систем в других школах. 3.Работа с педколлективом по созданию образа школы. 4.Формирование образа школы у учащихся и родителей (например, конкурс «Школа в которой я хотел бы учиться»). 5.Создание концепции воспитательной системы. Структура концепции: анализ состояния педагогического процесса; принципы построения новой воспитательной системы (ВС); задачи ВС; механизм функционирования ВС; этапы построения (действия) и предполагаемые результаты.
- Экзаменационные материалы к итоговой государственной аттестации
- 2010 – 2011 Учебный год Педагогика
- Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
- Возникновение педагогической профессии, ее развитие. Психолого-педагогические требования к личности педагога. Роль и место учителя иностранного языка в век информационного общества.
- Педагогическое исследование: сущность, уровни, этапы. Методы педагогического исследования. Исследовательский подход в работе учителя иностранного языка.
- Развитие личности и воспитание. Факторы, влияющие на развитие личности (рассмотреть на конкретных примерах).
- Социализация личности. Механизмы и факторы социализации. Роль учителя иностранного языка в социализации школьника.
- Возрастная периодизация, явления акселерации и децелерации. Учет возрастных и психологических особенностей школьников в работе учителя иностранного языка.
- Развитие системы образования в России, принципы государственной образовательной политики. Место лингвистического образования в системе образования России.
- Целостный педагогический процесс – предмет изучения педагогики.
- Дидактика, ее основные категории. Характеристика дидактических систем обучения, возможность их применения в процессе преподавания иностранного языка.
- Понятие процесса обучения, его структура и движущие силы. Реализация основных положений теории обучения в процессе преподавания иностранного языка.
- Принципы и правила обучения в теории педагогики, их применение в деятельности учителя иностранного языка.
- Методы обучения. Условия выбора эффективных методов обучения (раскрыть на конкретных примерах).
- Формы организации обучения в педагогике, их применение в деятельности учителя иностранного языка.
- Виды обучения, используемые в современной школьной практике, их применение в деятельности учителя иностранного языка.
- Контроль и оценивание в учебном процессе. Диагностика обучения, ее применение в деятельности учителя иностранного языка. Проблема неуспеваемости учащихся в современной школе.
- Средства обучения, их применение в деятельности учителя иностранного языка.
- Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности, принципы. Роль личности учителя иностранного языка в решении задач воспитания.
- Методы воспитания в теории педагогики.
- Внеклассная воспитательная работа в школе. Роль учителя иностранного языка в ее осуществлении.
- Коллектив как объединение учащихся. Его воспитательные возможности. Методы формирования и сплочения коллектива. Роль личности учителя иностранного языка в работе с ученическим коллективом.
- Классный руководитель – организатор внеучебной воспитательной работы. Выполнение функций классного руководителя учителем иностранного языка.
- Сотрудничество педагогов и семьи в воспитании учащихся. Роль личности учителя иностранного языка в обеспечении данного направления работы.
- Педагогическая концепция воспитательной системы.
- Возрастная психология
- 1. Сущность и закономерности психического развития ребенка в онтогенезе.
- 2. Психологическая характеристика периода новорожденности и младенчества.
- 3. Психологическая характеристика ребенка раннего возраста.
- 4. Психическое развитие дошкольника.
- 5. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- 6. Особенности познавательного развития ребенка младшего школьного возраста.
- 7. Личностное развитие ребенка младшего школьного возраста.
- 8. Особенности личностного развития подростка.
- Педагогическая психология
- 1. Психология педагогического общения.
- Социальная психология
- 1. Общение как социально-психологическое явление.
- 2. Социализация личности.
- Общая психология
- Методика обучения английскому языку
- Практический курс английского языка.