3.Методика ознакомления детей с произведениями искусства.
Для решения задач воспитания у дошкольников интереса к изобразительному искусству, формирования умения понимать и ценить произведения, видеть красивое в окружающей жизни и в искусстве надо, чтобы искусство, красота окружали нас во всех сферах жизнедеятельности: быт, интерьер, труд, общественная деятельность. Нельзя ограничивать только проведением 1- 3 занятия в год по ознакомлению с изобразительным искусством, но и увеличивать количество занятий в неделю также нежелательно. Специальные занятия живописью целесообразно включать в разделы педагогического процесса: ознакомление с окружающим (общественные и природные явления), развитие речи (связной), художественная литература и изобразительная деятельность. В разделе «Изобразительная деятельность» специальные занятия по ознакомлению с изобразительным искусством можно соединить с занятиями по рисованию, лепке, аппликации. Темы занятий по искусству лучше планировать так, чтобы их содержание и тематика совпадали с последующими занятиями по изобразительной деятельности. В этом случае специальные занятия по живописи помогут обогатить содержание и выразительные средства своих работ по рисованию, лепке. Занятия по приобщению детей к изобразительному искусству лучше организовывать после накопления представлений у дошкольников об окружающем мире. Это позволит воспитателю решать такие задачи, как формирование умения сравнивать красоту в окружающем мире и в искусстве, эмоционально откликаться на
22
произведения искусства, эстетические суждения, оценки произведения искусства, которые проявляются лишь на основе знакомого содержания, прочных знаний. Работу по ознакомлению с живописью желательно предусматривать и на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим (как часть занятия). Соединение на занятиях всех видов искусства обогащает духовный мир человека, помогает ему более полно воспринимать и понимать окружающий мир, формирует его чувственно-эмоциональную сферу. При планировании такого типа занятий, где в одной из частей предстоит знакомство с произведением искусства, необходимо учитывать сходство тем, содержания, настроения или, наоборот, их контрастность. Одно из занятий целесообразно полностью посвятить рассматриванию книжной иллюстрации. Провести его лучше до чтения произведения. Планируя занятия по ознакомлению детей с искусством в течение года, необходимо предусмотреть все виды изобразительного искусства: декоративно-прикладное, живопись, скульптуру, графику. В схемах перспективного планирования для всех возрастных групп учтен принцип чередования занятий. Знакомить дошкольников с искусством можно не только на специальных занятиях или на занятиях комбинированного типа. Проводить такую работу можно и в свободное время и во время дидактических игр, игровых упражнений, посещения выставок и т.д.
- Тема 1.1 Изобразительная деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольника. Семинар 1.1.1. «Значение изобразительной деятельности во всестороннем развитии ребенка – дошкольника».
- 1.Сенсорные основы изобразительной деятельности.
- 2.Психолого-физиологические основы изобразительной деятельности.
- 3.Значение изобразительной деятельности в умственном, эстетическом, нравственно-трудовом развитии и воспитании дошкольников.
- 4. Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Семинар 1.1.2. «Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника».
- 1.Понятие общих и специальных способностей. Способность к изобразительной деятельности».
- 2.Физиологические и психологические основы способностей.
- 3. Условия формирования творческих художественных способностей.
- Анализ исследований по проблеме развития способностей.
- 2. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей.
- 3.Обследование изображаемых предметов как метод и как одна из задач обучения детей изобразительной деятельности.
- 4. Раскрыть сущность и соотношение понятий.
- 5. Методика формирования сенсорного опыта, значение его для овладения изобразительной деятельностью, развития самостоятельности и творчества детей.
- 1.Задачи программ по сенсорному воспитанию в каждой возрастной группе.
- Обследование в старшей группе. Изображение кошки с натуры.
- Обследование в подготовительной группе. Скульптура малых форм.
- Тема 1.3. Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства.
- 1.Специфика художественно-образного отражения действительности в искусстве. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей.
- 3.Методика ознакомления детей с произведениями искусства.
- 4. Своеобразие методики ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина).
- 5. Ознакомление детей со скульптурой малых форм.
- 6. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду»).
- Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
- 2.Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
- 3.Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о выразительных средствах иллюстрации.
- Тема 1.4.Методика развития изобразительного творчества детей на занятиях и вне занятий.
- 1.Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению.
- 2.Виды игровых приемов, применяемых в обучении детей изобразительной деятельности.
- 3.Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия.
- 4.Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий.
- 5.Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах (младшей, средней и старшей).
- 6.Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей.