27. Понятие «коллектив», «группа». Педагогические аспекты взаимодействия личности и коллектива.
Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально-ценностными отношениями. Ценность исходным порядком задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной, а далее коллективной деятельности отношений ответственной зависимости между членами группы. История их взаимодействия, протяженная во времени, преобразуя группу в совокупный субъект, порождая способность ее быть единым организмом и выступать в социальном пространстве как некое автономное лицо, обладающее способностью ставить цель, осознавать мотивы, планировать и организовать деятельность и оценивать единый результат этой деятельности.
В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом. В диффузной же группе, полярной противоположности коллективу, личность подавлена, несвободна, боязлива, опаслива и поэтому в деятельности не достигает максимального для нее успеха.
Педагог, работая с группой детей, должен позаботиться о развитии внутригрупповых отношений и содействовать рождению коллектива как наиболее благоприятного социального пространства.
Соприсутствие ребенка в социальном пространстве осуществляется через соприсутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Отметим общее развивающее влияние группы вообще на ребенка.
Во-первых, благодаря взаимному обмену информации группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Во-вторых, группа — это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность. В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни, В-чствертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники — с другим "Я", и познает самого себя в таком сопоставлении с другими. Наконец, группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и так как в группе спектр социальных полей широк, то именно в группе интенсивно формируется яркая индивидуальность ребенка.
Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Так, школьник входит в социальное школьное пространство благодаря тому, что он является учеником определенного класса. Малыш вписывается в пространство двора, будучи жителем определенного дома. Социальное пространство влияет на человека через группу, а через нее он входит в социум и сам составляет часть социума. Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы. Социально-психологический климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, общества) — это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности. Когда мы говорим, что ребенок воспитывается в социуме, то подразумевается не число людей, не их внешний вид и даже не их образование или профессия, хотя последнее немаловажно, в первую очередь, предполагается соответствующий его развитию социально-психологический климат, социальное поле отношений, в котором размещено "Я" ребенка.
. Климат рождается в момент выявляемых отношений и существует пока посыл отношений от одного субъекта к другому совершается. Фраза, взгляд, поза, пластика, действие, даже платье - все, как лучи света, как электромагнитная волна, свидетельствуют о климатическом поле группы, несущем в себе социальное отношение.
Социально-психологический климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования групп, рождаясь как устойчивое образование из многократного воспроизведения социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива, сиюминутна, летуча и переменчива. Для установления климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы.
Характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личностного развития:
—доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
—защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;
—работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;
инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного "Я";
мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.
Аналогичны характеристики неблагоприятного климата группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность.
Данные характеристики определяют состояние ребенка в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание психологической атмосферы группы. Способы влияния на атмосферу (в итоге, на климат) достаточно разнообразны и, на первый взгляд, не поддаются жесткому обозначению. Звук скрипки, запах пирога, ласковое слово, нарядные одежды, ритмические движения и т.д. - все это кажется случайным, стихийным, зависимым от индивидуального творческого выбора педагога.
Субъектом создания атмосферы может быть сам педагог, либо ребенок как член группы, либо какое-то третье лицо, привлеченное педагогом и представшее перед группой непосредственно (директор, писатель, ученый, родитель, артист, представитель власти, герой труда) или опосредованно (через фонозапись, фотографию, суждение, видеозапись). Их влияние направляется по аудиалъному (слово, музыка, звуки природы), визуальному (предмет, иллюстрация, художественное полотно, вещь, образ природы), по кинестетическому (движения, запахи, действия, лакомство, улучшенные условия) каналу. Разнообразие сочетаний названных параметров порождает разнообразие способов.
- Педагогика
- 1. Педагогика как наука. Предмет, задачи, отрасли данной науки. Её социальные функции.
- 2. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками.
- 3. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.
- 4. Характеристика методов научно-педагогического исследования.
- 5. Понятие о методологии педагогики. Методологическая культура педагога.
- 6. Особенности школы как социально-педагогической системы. Общая характеристика функций управления.
- 7. Педагогический процесс как целостное явление.
- Принципы управления деятельностью воспитанников
- 8. Общее понятие о дидактике. Сущность процесса обучения, его функции и структура.
- М одель структуры процесса обучения
- 9. Современные дидактические концепции.
- 10. Закономерности и принципы процесса обучения.
- 11. Понятие о содержании образования. Современные концепции содержания образования.
- 12. Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений.
- 13. Понятие о методах, приёмах, правилах обучения. Условия выбора учителем методов обучения.
- 14. Классификация методов обучения. Основания типологизации (по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.).
- 15. Понятие средств обучения. Типология и функции средств обучения в современной школе.
- 16. Понятие организационных форм обучения. Общие и конкретные формы организации обучения.
- 17. Класссно-урочная форма организации обучения. Современный урок. Поиски путей совершенствования урока.
- 18. Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения и развития личности ученика.
- 19. Дополнительное образование в системе учебно-воспитательной работы современной школы. Стимулирование познавательных интересов и самообразования.
- 20. Педагогический контроль и учёт учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.
- 21. Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.
- 22. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс.
- 23. Движущие силы, логика, закономерности и принципы воспитания.
- 24. Базовые концепции воспитания и развития личности.
- 25. Понятие содержание воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании.
- 26. Общее понятие методов и приёмов воспитания. Условия оптимального выбора и применения учителем методов воспитания.
- 27. Понятие «коллектив», «группа». Педагогические аспекты взаимодействия личности и коллектива.
- 28. Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура коллектива. Педагогические условия его становления.
- 29. Понятие воспитательной системы школы. Характеристика различных воспитательных систем.
- 30. Содержание, формы и методы взаимодействия школьного и семейного воспитания. Специфика и основания семейного воспитания.
- 31. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
- 32. Целостный педагогический процесс. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания. Готовность школьников к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.
- 33. Педагогика межнационального общения.
- 34. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
- 35. Источники историко-педагогических исследований.
- 36. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире.
- 37. Воспитание, образование, педагогическая мысль в эпохи Средневековья и Возрождения.
- 38. История образования и педагогической мысли в Русском (до хуш века) и Российском государстве (до 1917 года).
- 39. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и сша (х1х – хх века).
- 40. Образование и педагогическая мысль в России (х1х – хх века).