logo search
МЕТОДИЧКА ПО РАБОТЕ С БУМАГОЙ

Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах

Как правильно осуществить отбор учебного мате­риала на урок?

Главный документ, которым должен руководствоваться учитель при решении этого вопроса, - программа, утвер­ждённая Министерством образования Республики Бела­русь. Программой очерчены круг вопросов, подлежащих изучению, требования к уровню подготовки учащихся, по каждой теме рекомендуется на выбор учителя несколько изделий. Выполнение требований программы обязатель­но, но не все поделки должны быть выбраны из учебного пособия. Программой предоставляется учителю возмож­ность до 30% учебного времени использовать по собствен­ному усмотрению. В пособии по ряду тем предлагается несколько поделок. Учитель вправе предложить учащимся любое изделие, исходя из условий школы, особенностей своего класса. Главными критериями при отборе изде­лий должны быть:

- соответствие целям и задачам трудового обучения как учебного предмета;

- техническая, познавательная значимость изделий: воз­можность овладения знаниями, умениями в ходе изготовле­ния поделки;

- общественно полезная значимость изделий: потреб­ность в данном изделии для учебной деятельности в ходе изучения других предметов, для организации коллективно­го отдыха, для удовлетворения индивидуальных интересов и склонностей;

- возможность занять при выполнении работы всех уча­щихся класса.

Как оформить к уроку классную доску?

Организует младших школьников на работу, пробуждает интерес к предстоящей работе продуманная подготовка классной доски к уроку. Это могут быть: запись темы уро­ка, его девиз, иллюстрации, детские работы прежних лет или других классов, словарь терминов, встречающихся на уроке, которых нет на страницах пособия, памятка по выпол­нению работы, инструкционная карта, этапы работы по из­готовлению поделки.

Организации рабочего места, привитию учащимся умений и навыков трудовой культуры и правильной орга­низации своего и коллективного труда, соблюдение правил гигиены и техники безопасности на страницах и форзацах учебных пособий уделяется серьёзное внимание. Одно учебное пособие на парту приучает учащихся работать по нему вместе, помогая друг другу, если необходимо, ра­зобраться в последовательности выполнения работы. Важ­но правильно расположить пособие на парте. Лежащее на парте пособие занимает большую часть рабочего стола и провоцирует учащихся часть работы выполнять на учебном пособии. Учителя в начале урока повторяют с учащимися правила расположения учебного пособия, размещение ин­струментов, материалов, приспособлений, но как только дети приступают к практической работе они, зачастую, забывают о применении этих правил. Когда правила поняты и усвоены, нужно использовать любую возможность для их повторения, закрепления, применения на каждом этапе урока.

Что делать, если не хватает времени на практичес­кую работу учащихся?

Резервы времени для практической работы учащихся таятся в планировании каждого конкретного урока.

Программой предусмотрено большую часть учебно­го времени (не менее 80%, это 36 минут) отводить практической деятельности школьников. Вместе с тем подготовка к работе: постановка цели и темы учебной рабо­ты, рассматривание образцов и их анализ, планирование предстоящих трудовых операций сокращают время на прак­тическую работу. Но проведение их обязательно. Кроме того, основным источником новых знаний о технике, расширяю­щих политехнический кругозор учащихся на уроках трудо­вого обучения, являются краткие, образные, интересные сообщения и беседы, проводимые учителем. Они очень оживляют урок, содействуют пробуждению и развитию тех­нической мысли детей, их нравственному воспитанию. Часть такого материала может быть смещена во времени на дру­гие этапы урока. По ходу выполнения изделий учитель, например, может озвучивать подготовленные пословицы, поговорки, занимательный материал.

Ряд поделок, предлагаемых на урок, учащиеся не успе­вают выполнить. Это не повод задавать учащимся завер­шать работу дома. Домашние задания по трудовому обу­чению в начальных классах не задаются. Как выйти из этой ситуации? С одной стороны, выполнение поделки не должно быть всегда строго связано с границами урока. Некоторые изделия достаточно трудоёмки, и работу над ними невозможно завершить за один урок. Учитель может спланировать изготовление поделки за два урока. Главное, чтобы намеченная на урок работа носила завершённый ха­рактер. Вместе с тем известно, что ученики очень неохотно преры­вают работу над начатым изделием. Поэтому при планиро­вании учителю важно правильно оценить возможности уча­щихся, продумать форму организации труда школьников. Некоторые поделки с целью экономии времени можно вы­полнить не индивидуально, а коллективно. Работая в груп­пах (в парах) по общему плану, учащиеся усваивают необхо­димые знания, отрабатывают практические умения и успе­вают за урок создать законченную коллективную поделку. Работу на уроке следует планировать так, чтобы ситуация успеха была обеспечена всем или почти всем. Задания учеб­ных пособий по трудовому обучению предоставляют воз­можность предложить учащимся альтернативные зада­ния. Можно предложить альтернативу, как по степени слож­ности, так и по интересам. Нельзя забывать, что мальчики и девочки склонны часто выполнять разные поделки, хотя бы по сюжетам.

Изготовление некоторых поделок сопряжено с подготов­кой материалов. Некоторые учителя выходят из положения, заменяя одни материалы другими. К примеру, солнышко из соломки учащиеся выполнили из спичек (предварительно с них была снята сера). Солому можно легко заменить любы­ми растениями, с полым стеблем.

Нужны ли наглядные пособия к урокам трудового обучения?

В учебных пособиях по трудовому обучению даются схе­мы, чертежи, показаны этапы изготовления поделок. Млад­шие школьники постепенно учатся их понимать, но далеко не все учащиеся легко и сразу читают и понимают язык схем. Многие нуждаются в наглядной демонстрации действий. Учитывая это, педагогу не стоит отказываться от общекласс­ной наглядности.

Литература:

Ковалевская, Н.Л. Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах / Н.Л. Ковалевская // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2008. - №12. – С. 59-60.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3