40.Психология детей с синдромом раннего детского аутизма
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья выделяются дети, испытывающие трудности адаптации и социализации вследствие нарушения в эмоционально-личностной сфере.
Термин «аутизм» был введен Блейлером для обозначения особого вида мышления, для которого было характерноигнорирование дейтсвиетльных отношений, свобода от логических законов, захваченность собственными переживаниями.
Синдром раннего детского аутизма был впервые описан в 1943 году американским клиницистом Канеером в работе «Аустические нарушения аффективного контакта», написанной на основании обобщения двух случаев. Им был сделан вывод о существовании особого клинического синдрома «экстримального одиночества», который он назвал синдромом раннего детского аутизма и который впоследствии стали называть синдромом Каннера. Годом позже Аспергер описал детей несколько иной катгории, назвав ее «аутическая психопатия», признаки которой в отличии РДА, проявляются посде трехлетнего возраста.
В литературе представлены описания различных клинических проявлений при этих двух вариантах аномального психического развития.
Если РДА каннера обычно рано выявляется, то при синдроме Асперберга особенности развития начинают проявляться на 2-3 годах и более четко – к младшему школьному возрасту. При синдроме Каннера ребенок начинает ходить раньше, чем говорить, при синдроме Аспергера речь проявляется раньше ходьбы. Синдром Каннера встречается как у мальчиков так и у девочек, а синдром Асперберга считается «крайнем выражением мужского характера». При синдроме Каннера имеет место познавательный дефект и более тяжелый социальный прогноз, речь, как правило, не несет коммуникативной функции. При синдроме Аспербергаа интеллект более сохранен, социальный прогноз значительно лучше и ребенок обычно использует речь как средство общения. Зрительный контакт также лучше при синдроме Асперберга, хотя ребенок и избегает чужого взгляда; общие и специфические способности также лучше при этом синдроме.
Аутизм встречается во всех странах мира, в среднем в 4-5 случаях на 10 тыс. детей. Однако эта цифра охватывает только так называемый классический аутизм, или синдром Каннера, и будет значительно выше, если учитывать и другие типы нарушения поведения с аутично подобными признаками. Причем ранний детский аутизм встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Яркими внешними проявлениями синдрома РДА являются:
Аутизм как таковой, т.е. предельное «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию
Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности.
Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативной функции
- 2.История становления специальной психологии
- 3.Межпредметные связи специальной психологии с другими науками
- 5. Метод беседы в специальной психологии.
- 6. Метод обучающего эксперимента в специальной психологии
- 7. Методы специальной психологии: метод изучения документов, метод рисунков, проективные методики.
- 8.Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
- 9.Проблема компенсации психических функций
- 10.Теории компенсации
- 11.Структура нарушенного развития. Понятие о первичном дефекте и вторичных отклонения
- 12.Биологические причины аномального развития
- 14 Классификации нарушений развития
- 16.Формы умственной отсталости. Их сходство и различия
- 17. Степени умственной отсталости: дебильность
- 18. Степени умственной отсталости детей: имбицильность
- 19. Степени умственной отсталости детей: идиотия
- 20.Особенности восприятия умственно отсталых детей
- 21. Особенности мышления умственно отсталых детей
- 22. Особенности памяти умственно отсталых детей.
- 24. Особенности эмоциональной сферы.
- 26.Зпр конституционального происхождения
- 29.Зпр церебрально-органического происхождения.
- 27.Зпр соматогенного характера
- 33. Дети с недостатками слуха. Классификация
- 31.Особенности восприятия детей с зпр
- 32.Дифференциальная диагностика задержки психического развития и умственной отсталости
- Особенно важно различать умственную отсталость и зпр церебрально органического генеза.
- 35.Особенности развития детей с недостатками слуха
- 36.Особенности развития детей с недостатками зрения.
- 37. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
- 40.Психология детей с синдромом раннего детского аутизма