Развитие речи детей в процессе обучения разгадыванию и составлению загадок
Значение загадок в развитии речи детей.
Требования к подбору загадок для детей разных возрастных групп.
Алгоритм отгадывания загадок.
Методика обучения детей составлению загадок на основе описания и сравнения предметов.
1. Загадка – одна из самых древних форм фольклора. Раньше люди использовали загадки как иносказательную речь, чтобы скрыть какую-либо важную информацию, защитить свое жилище, семью. Древние охотники, скотоводы, земледельцы называли орудия труда, животных, места охоты иносказательными оборотами, загадками. Часто загадка была и способом испытания смекалки, находчивости, мудрости человека. Это отразилось во многих обрядах (посвящение юноши в воины, выкуп невесты женихом) и в фольклорных произведениях. Например, в сказке «Царевна-лягушка» Ивану надо отгадать загадку «Кто на свете всего дороже?». У многих народов проводились вечера загадок, обычно осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали загадки младшим, группируя их по темам: о человеке, о животных, об овощах и фруктах.
В.П. Аникин называет загадкой «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». Многие загадки содержат сказочный сюжет, сказочные метафоры и сравнения, это сближает их со сказками. Например, «Стоит Ивашка в красной рубашке, кто ни пройдет, ему поклон отдает». Можно выделить основные признаки загадки:
- содержание загадки включает замысловатое описание, которое надо расшифровать;
- по форме загадка часто бывает в виде вопроса или короткого лаконичного стихотворения;
- загадке присущ ритм, часто используется рифма.
Учитывая эти признаки, Ю.Г. Илларионова дает следующее определение загадки. Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса. Многие исследователи фольклора отмечают, что загадки оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей.
Многие педагоги отмечали широкие педагогические возможности загадки. К.Д. Ушинский называл их полезным упражнением для ума. Загадки способствуют развитию памяти, воображения, образного мышления, быстроте умственных реакций. Загадки используют как средство формирования любви к народному творчеству, родному языку.
2. Использовать загадки в работе с детьми можно с младшего дошкольного возраста. Важно правильно подобрать тексты в соответствии с возрастными возможностями детей, чтобы дети научились, осознанно отгадывать загадку, а не запоминать ответ или подбирать методом перечисления всех подходящих вариантов.
Детям младшего дошкольного возраста доступны загадки-описания, в которых называются реальные признаки предметов или явлений. Загадки для малышей должны быть короткими, большое количество признаков ребенок не запомнит и не сможет сопоставить. Среди всех признаков предмета, о котором говорится в загадке, должны быть названы самые главные, существенные, отличительные: внешний вид, звукоподражание животным.
Длинная, сладкая,
Оранжевая, гладкая,
Зайчики едят
И нам велят.
3. В процессе обучения отгадыванию загадок важно научить детей анализировать окружающую действительность, видеть в предметах и явлениях общие и специфические признаки, замечать яркие, индивидуальные особенности процессов и явлений. Дети должны научиться именно разгадывать загадку, а не подбирать правильный ответ путем перечисления возможных или случайных вариантов. Важно давать детям разные загадки, даже об одних и тех же объектах, чтобы дети не запоминали правильный ответ, а учились осознанно отгадывать.
Алгоритм (последовательность действий, необходимых для достижения определенного результата) отгадывания загадок разработала Ю.Г.Илларионова с учетом основных мыслительных действий, которые необходимо произвести ребенку.
1) анализ условия загадки: необходимо выделить все признаки, которые перечислены в загадке – что надо искать, где, какой это предмет и др;
2) синтез, соединение признаков, сведение их к одному или нескольким предметам (явлениям);
3) обобщение всех признаков и называние, подходящих к ним вариантов ответов (гипотезы);
4) проверка предполагаемых ответов путем подстановки их к условию загадки, выбор правильной отгадки.
Разберем алгоритм отгадывания на примере загадки «Под соснами, под елками бежит мешок с иголками».
анализируем признаки объекта: находится под соснами и елками, бегает, похож на мешок, есть иголки;
соединяем признаки: под соснами и елками, значит в лесу, похож на мешок, то есть округлой формы, имеет иголки;
дети могут дать предполагаемые ответы, ориентируясь на какой-либо один признак: белка (под соснами, под елками), ежик;
подставляем слово «белка» в загадку, видим, что не подходит по все признакам, делаем вывод, что это – ежик.
Загадки можно использовать на литературных викторинах, праздниках и развлечениях типа: «Вечера загадок», «Загадки мудрой Совы» и др. С образной загадки можно начать любое занятие (ознакомление с природой, изобразительную деятельность, музыкальное занятие и т.д.) для привлечения внимания детей к теме занятия, к рассматриваемым предметам или явлениям.
4. Обучение детей составлению загадок начинается тогда, когда дети уже усвоили жанровые особенности ее содержания и формы. Кроме того, у детей должен быть достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, чтобы отобразить их в загадках. В процессе обучения детей составлению загадок совершенствуется словарь дошкольников (образные слова: сравнения, олицетворения, метафоры), структура предложений (распространенные, сложные), развиваются навыки связной речи (рассказ-описание, рассуждение). Поэтому обучение составлению загадок целесообразно проводить в старшем дошкольном возрасте.
В качестве комплекса занятий можно предложить детям путешествие в «Страну загадок». В этой стране загадочные жители, они прячутся и появляются только тогда, когда их разгадают. В стране загадок много разных городов. На каждое занятие можно брать темы отдельного города. Первый город самых простых загадок. Цель: научить детей составлять простые загадки, ориентируясь на основные признаки: цвет, форму, величину, материал. Улицы города подскажут детям, как составлять загадку. Например, улица Форма, в одном домике живут все круглые предметы (дети называют все возможные предметы), в другом – цилиндрические и т.д. Но есть предметы, которые могут быть разной формы (печенье, листок дерева). Постепенно рассматривают с детьми жителей улиц: Цвет (цвета радуги, оттенки для сравнения), Размер (здесь надо сравнивать предметы по противоположным параметрам толстый – тонкий, высокий – низкий, широкий – узкий и т.д.), Материал (закрепляем понятия твердый, жидкий, газообразный). После исследования всех улиц города предлагают детям выйти на центральную площадь, где пересекаются все улицы и составить загадки о предметах, опираясь на основные признаки. При этом важно показать детям точность в определении всех признаков для загадки, иначе может быть несколько вариантов правильных ответов. Например, в загадке «зимой и летом – одним цветом» ответом может быть и елка, и карандаш, и тетрадка, и крокодил и любой другой предмет.
Следующий город в стране загадок – город Пяти чувств. На улице Зрение учат детей называть все признаки предмета, которые можно увидеть. Можно предложить составить самую длинную загадку о предмете, перечисляя максимальное количество увиденных признаков. На улице Слух обучают детей отгадывать предметы и явления по звучанию и загадывать звучащие загадки. Улица Осязание населена предметами, которые надо отгадать на ощупь и составить загадки на основе их признаков (гладкий, мягкий, теплый, острый и др.). Аналогично предлагаем детям узнать жителей улиц Обоняние, Вкус. В конце занятия предлагаем составить загадки о предметах и явлениях города Пяти чувств.
Затем детям предлагают путешествовать по городу Загадочных частей, в котором предметы прячутся так, что из домика выглядывает только какая-то часть или оставляют следы, надо найти жителей города по частям. Например, улица Неоконченных картин. Детям предлагают фрагмент рисунка, который надо дорисовать, чтобы получился предмет. Так получается загадка в картинках. Словесную загадку учат детей составлять на улице Странных предметов. Для этого сначала выделяют части предмета, затем каждую часть с чем-либо сравнивают (на что похоже), затем составляют загадку на основе сравнения частей. Например, стул состоит из сиденья, спинки и четырех ножек. Эти части похожи на доски и палочки. Составлена загадка: две доски, четыре палочки.
В городе Похожестей и Непохожестей можно научить детей составлять загадки сравнения на основе развития ассоциативного мышления. Для этого детям дают опорные вопросы (можно в виде схемы): на что похоже? Чем отличается? Например, составляем загадку про юлу. На что похожа – на балерину, на зонтик, на гриб; чем отличается – не живая. Очень маленькая, не съедобная. Получается загадка: похожа на балерину, но не живая, похожа на зонтик, но гораздо меньше, похожа на гриб, но не съедобная. Другой вариант опорных вопросов: что делает? Что похожее на него / нее? Например, загадка о свечке: светит, но не лампа, тает, но не снег, капает, но не дождь.
Таким образом, цикл занятий «Страна Загадок» направлен на обучение детей составлению загадок разных типов с использованием разнообразных мыслительных приемов (сравнение, обобщение, сопоставление, анализ) и в различных словесных формах (предложение, вопросно-ответная форма, рассказ).
Используются разные способы организации обучения детей составлению загадок. На первых этапах загадку составляет педагог вместе с детьми для одного ребенка (отгадчика), который предварительно выходит за дверь. Загадку составляют о предмете, находящемся в групповой комнате, затем предмет прячут и вызывают отгадчика. В другом варианте ребенок-отгадчик не выходит из комнаты, а просто отворачивается. Воспитатель показывает детям предмет, о котором надо составить загадку, и каждый ребенок составляет свою загадку об одном и том же предмете.
Своеобразным способом обучения детей составлению загадок является игра «Да-нет», которую предлагают по методике ТРИЗ. Педагог объясняет детям, что он загадал предмет, а чтобы его отгадать, дети могут задавать вопросы, но отвечать на них можно только «да» или «нет». Сначала дошкольники, как правило, задают вопросы в форме предположения, догадки: «Это тетрадка? Это чашка?» или вопросы, на которые нельзя ответить да-нет: «Какой формы? Какого цвета?». Постепенно дети учатся задавать правильные вопросы, типа: «Он круглый? Он твердый?» и т.д.
Наглядным средством для обучения детей составлению загадок может быть схема или модель. Она дает детям план загадки, опорные признаки, которые необходимо отразить в загадке.
Литература
Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1982. – 180 с.
Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке / Т.Р. Кислова. – М.: Баласс, 1999. – 144 с.
Литература и фантазия: книга для воспитателей детского сада и родителей / сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.
- Часть 1
- В.Н. Смаль
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы 53
- 1 Теоретические основы методики развития речи
- 1.1 Введение в курс «Теория и методика развития речи»
- 1.2 Место методики развития речи в системе психолого-педагогических наук
- 1.3 Особенности развития речетворческой системы дошкольников
- 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе
- 1.5 Становление методики развития речи как науки.
- 1.6 Вклад к.Д. Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку
- 1.7 Роль е.И. Тихеевой в создании методики развития речи детей в условиях детского сада
- 1.8 Основные направления современных исследований детской речи
- 1.9 Психолого-педагогические основы программы речевого развития дошкольников
- 1.10 Методы научного исследования развития речи
- 1.11 Общение как фактор овладения родным языком
- 2 Развитие связной речи дошкольников
- 2.1 Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи
- 2.2 Виды детских рассказов и приемы обучения дошкольников рассказыванию
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы формирования связной речи детей
- 2.4 Обучение дошкольников рассказыванию на наглядной основе
- 2.5 Методика обучения детей составлению рассказов по картинам
- 2.6 Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений
- 2.7 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников творческому рассказыванию
- 2.8 Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок
- Психолого-лингвистические основы моделирования как метода развития связной речи дошкольников
- Методика использования схем и моделей в обучении детей связной речи
- 2.11 Диагностика уровня развития связной речи дошкольников
- 3 Развитие словаря дошкольников
- 3.1 Теоретические основы развития словаря детей
- Развитие словаря детей раннего возрастана основе ознакомления с предметами и явлениями
- 3.3 Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов
- 3.4 Формирование обобщающих понятий в словаре детей
- 3.5 Роль фольклора в обогащении словаря детей
- Развитие речи детей в процессе обучения разгадыванию и составлению загадок
- Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром
- 3.8 Использование дидактических игр и упражнений в процессе развития словаря детей
- 3.9 Диагностика уровня развития словаря дошкольников
- СпИсок литературы